Сегодняшняя тема для статьи - несколько неожиданная. Основана она на материале, что я откопал в источниках середины XIX века, и касающемся некоторых практических аспектов торговли живым чернокожим товаром, а конкретно - того, как негреры (корабли работорговцев) вели борьбу с английскими крейсерами, посланными этой торговле воспрепятствовать.
Противостояние было серьезным, доходило до открытых сражений, с артиллерией и абордажами, причем вовсе не всегда крейсер выходил победителем...
Временной отрезок описываемых событий - от 1833 года, когда в Англии был издан Закон об отмене рабства, в том числе в заморских владениях Великобритании, до 1851 года, когда был написан цитируемый мною здесь текст.
Краткая вводная: у себя и в своих владениях англичане рабство действительно отменили - сначала частично, в 1807, потом полностью, в 1833. Но эскадры работорговцев по-прежнему поставляли в обе Америки, Северную и Южную, практически копеечную рабочую силу, и смириться с такой несправедливостью старушка Англия никак не могла. Особенно на фоне стремительно растущей экономики Соединенных Штатов, базирующейся в те годы главным образом на хлопке, а тот - на неграх...
На перехваты негреров (работорговых кораблей) с 1834 года Англия начала отправлять крейсера к берегам Африки. Так самый главный работорговец Европы превратился в самого ярого аболициониста.
Впрочем, британцам были не впервой такие перекиды...)
"Впрочем, места, избираемые негрерами для торговли, много зависят от большей или меньшей деятельности английских крейсеров. Долгое время они почти постоянно держались у берегов Гвинеи, и только изредка показывались у Анголы и Бенгвелы, однако в последнее время их крейсерства простирались уже по всему берегу, и надзор сделался строже, так что многие негреры обратились к португальским поселениям на восточном берегу Африки, и торговля вдруг длительно началась в Мозамбике, Квиллимане и Иньямбане. На первые два рынка имам Маскатский постоянно доставляет множество невольников; третий поддерживается постоянными войнами соседних народов. В последнее время Англия принуждена была отправить крейсеров к мозамбикскому берегу, чтобы остановить быстрые успехи торговли.
...
При устьях рек, посещаемых негрерами, устроены фактории, называемые барраконами, и принадлежащие местным начальникам диких, или европейским купцам. Отсюда негры продаются на суда. С тех пор, как английские крейсеры разорили несколько факторий, барраконы начали строить позади деревень и около лесов, в которых можно прятать невольников.
...
В настоящее время для торговли неграми употребляют суда, построенные в Соединенных Штатах. Первые условные качества этих судов - легкость и скорость, и для них пожертвовано всеми другими. Сверх того, они должны как можно менее сидеть в воде, чтобы далее подниматься по африканским рекам и скрываться от крейсеров. Из этого следует, что суда эти обыкновенно бывают малы и в особенности чрезвычайно узки, чем еще более увеличиваются страдания несчастных негров. В прежнее время негрер, идя к африканскому берегу, брал с собой меновые товары (в основном порох и оружие. В Бирмингеме целые кварталы мастеровых работали, производя оружие для африканского рынка - прим. авт. блога), и шкипер сам покупал негров на месте, но такие экспедиции оказались слишком продолжительными и опасными. Чем долее негрер остается у берегов Африки, тем скорее он рискует встретить крейсера. Это заставило негреров придумать следующее: судно, выстроенное в Соединенных Штатах, снабжалось всеми принадлежностями торга и посылалось к африканским берегам под американским флагом; таким образом оно свободно проходило мимо английских крейсеров.
У островов Зеленого Мыса или св. Фомы совершалась мнимая перепродажа, и судно из американского делалось португальским. Местное португальское начальство за весьма умеренную цену снабжало его всеми нужными свидетельствами. Тогда оно отправлялось к ближайшему берегу и брало свой груз.
С некоторого времени стали брать еще большие предосторожности: вновь выстроенное судно отправляется к берегам Африки с меновыми товарами и скупает негров; потом возвращается в Гаванну или в Рио и старается по дороге зайти в Монтевидео или на один из Антильских островов, чтобы запастись там форменным паспортом. Тогда, имея уже достаточно воды и провизии, оно идет с одним балластом к тому месту, где его ожидают купленные негры (т. е. к барраконам в мозамбикских лесах - прим. авт. блога); большие лодки приготовлены заранее, в два часа негры перевезены на судно, и негрер в тот же день отправляется в Бразилию. ... Неудивительно, что из тридцати негреров английским крейсерам едва удается захватить одного.
Фактории, как мы уже сказали, строятся около рек, по которым негреры поднимаются вверх как можно далее, избегая крейсеров, стерегущих устье. Военные суда посылают вооруженные шлюпки, но в сражении с негрером перевес не всегда остается на их стороне. Если негреру приходится плохо, он поднимается вверх по реке, свозит на берег свой груз, прячет все вещи, могущие возбудить подозрения, и выходит в море с одним балластом, смело предъявляя крейсеру свои бумаги; иногда случается, что владельцы факторий покупают за бесценок один или два старых судна. Когда крейсер слишком долго лавирует около реки, из которой должен выйти негрер, они посылают вперед два купленных судна, которые по выходе из реки расходятся в противоположные стороны, заманивают за собою крейсера и дают себя осматривать. Между тем как он теряет здесь время, негрер выходит в море и там, при своем превосходном ходе, не боится уже крейсеров. Сами англичане отдают справедливость смелым эволюциям, отличному управлению и превосходству хода негреров.
...
Нравы негреров не изменились, и многие из них и теперь совершенные пираты. Не так давно шлюпки английского крейсера видели в реке Бонни трехмачтовое бразильское или португальское судно с 14 пушками и не решились на него напасть; негрер вышел в море в виду крейсера, не могшего вступить в неравный бой. Английский бриг "Rapid" атаковал негрера у мозамбикского берега, и, после упорного сражения, должен был его оставить. Случается, что негреры нападают друг на друга. Большой гальот с острова Кубы, опоздав на покупку негров к гвинейскому берегу, силою отнял 980 (!) невольников у других судов. Английская шхуна с острова Маврикий, встретя португальское судно с грузом невольников и золотого песку, абордировала и взяла его. Экипаж расстреляли, груз перевезли на шхуну, а судно пустили на дно (два последних случая относятся ко времени до 1833 года, до отмены рабства в Англии и колониях - прим. авт. блога).
...
По трактату, заключенному Англией с Бразилией, негрер в таком только случае оказывается виновным, если у него находят невольников; от этого бразильские негреры, не видя возможности уйти от крейсера, бросают свой груз в море."
Кстати, из-за вот этого вот введенного англичанами плана "Перехват" резко выросла смертность среди перевозимых работорговцами негров. Находясь в постоянном риске потерять свой товар, негрер нового типа, и без того крайне маленький, компенсировал риск количеством. То есть забивал трюмы невольниками совсем уж по самое не могу.
Примерно вот так:
"С тех пор, как право обыска существует, негру, по словам одного писателя, дается меньше места на корабле, чем человеку в гроб. В прежнее время смертность не превышала четверти, со введения обыска она истребляет от трети до половины груза. Нужно ли еще последнее доказательство: негрер из Монтевидео получил от своего правительства позволение ввезти 650 невольников, и взять 250 сверх груза для покрытия смертности во время перехода."
А. Зюйдвестов, "Взгляд на торговлю неграми". Кронштадт, 1851 г.
Напечатано в "Морском сборнике" за этот же год, том 5.