Найти тему
85 подписчиков

Мой опыт использования нейрогимнастики в работе с детьми

146 прочитали

В этой статье я хочу поделиться своим опытом использования нейропсихологических упражнений в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

В этой статье я хочу поделиться своим опытом использования нейропсихологических упражнений в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Начну с того, что все, о чем я писала в предыдущих постах цикла «Нейрогимнастика», я использовала и продолжаю использовать в развивающей работе с детьми. Среди всех упражнений, безусловно есть те, которыми я пользуюсь постоянно, есть те, которые использую время от времени или в зависимости от потребностей/пожеланий детей.

Я работаю с детьми в рамках развивающих и обучающих занятий, а также как психолог решаю задачи помощи при снижении успеваемости в процессе освоении школьной программы начальных классов.

Первое, что мне хочется сказать, возможно вас удивит. На мой взгляд, для полноценного развития ребенка среди т.н. нормотипичных детей, вполне можно обойтись и без целенаправленной нейрогимнастики, используя вместо нее более сложные виды деятельности и активности ребенка, среди которых самые привычные нам: спорт, танцы, разные подвижные и интеллектуальные детские игры, музыкальная деятельность, в том числе игра на музыкальных инструментах, самообслуживание и бытовой труд, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и так далее.

С опытом изучения нейропсихологического подхода к развитию ребенка становится очевидным, что все ! виды детской активности уже включают в себя самые разные виды нейропсихологических упражнений, осталось только выбрать те, на которых хотелось бы сделать акцент.

Кроме этого, совершенно любую активность ребенка можно при желании дополнительно обогатить необходимыми двигательными или познавательными упражнениями, в том числе перекрестными, реципрокными движениями, пальцевым, двигательным, смысловым праксисом и прочее, добавить упражнения и игровые элементы из вестибулярной гимнастики и мозжечковой стимуляции и т.д..

На мой взгляд, если целенаправленная нейрогимнастика крайне необходима в качестве реабилитационных и коррекционных мероприятий, то при общеразвивающем подходе здоровых детей вполне достаточно так называемых физкультминуток, дополненных нейропсихологическим подходом.

Вот приблизительно в таком ключе я и использую этот подход на своих занятиях. Хотя, безусловно, вполне можно было бы проводить и более целенаправленные занятия, которые полностью посвящены нейрогимнастике. Может в будущем попробую и такой подход.

Что чаще всего входит в эти физкультминутки:

  • в каждом занятии стараюсь, чтоб присутствовали двигательные перекрестные и реципрокные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия через двигательную активность;
  • сейчас, в конце учебного года добавила побольше вестибулярной гимнастики и мозжечковой стимуляции с помощью балансировочной подушки, вижу очень хороший эффект от таких упражнений;
  • дети обожают все соматогностические упражнения, среди самых любимых — это «Рисунок на спине» и игры с ощупыванием предметов, букв, цифр и т.д.;
  • под музыку делаем двигательные элементы из гимнастики мозга Деннисона.

На каждом занятии с ребятами дошкольного возраста обязательно присутствуют следующие игры, задания и упражнения:

  • рисование, письмо двумя руками, а также поочередно правой и левой рукой использую постоянно;
  • очень люблю графический диктант, с младшими школьниками еще использую зеркальное рисование по клеткам; не могу описать, какой потрясающий и многогранный эффект дают эти задания особенно для развития дошкольников;
  • практически все дети дошкольного возраста, с которыми я работаю нуждаются в упражнениях для развития зрительного восприятия, самые популярные у нас — это наложенные картинки, по ним сразу видно, какие дети испытывают особые трудности и нуждаются в дополнительный упражнениях;
  • хорошее упражнения, которое занимает постоянное место в моем арсенале, — это «Покажи цвет (букву/цифру) двумя руками одновременно», а также «Дорожки для ладошек»;
  • все дети без исключения, с которыми я работала, нуждаются в работе над межполушарными связями, особенно что касается зеркального восприятия букв, цифр и их написания, поэтому стараюсь максимально обогатить такими видами упражнений каждое занятие;
  • с младшими школьниками использую упражнения, направленные на повышение интеллектуальной лабильности, обязательно расскажу о них отдельно;
  • все психологические и нейропсихологические упражнения на внимание, память и мышление являются частью наших занятий, поэтому их использую всегда, многие из этих упражнений используются в готовых развивающих тетрадях и пособия для дошкольников.

Кроме таких физкультминуток я еще очень люблю расслабляющие 5-минутки и упражнения направленные на энергетизацию мозга (массаж биологически активных точек). Много упражнения беру из гимнастики мозга Деннисона и массажа профессора Ф. Ауглина.

Еще один подход, который я использую в работе с детьми — это всегда спрашиваю, какие игры они любят. Среди этих игр обязательно находятся те, которые мне надо для проведения нейрогимнастики! Именно эти игры мы и включаем в наши занятия. Когда одни игры надоедают, ищем другие.

Считаю также, что очень полезными являются популярные сегодня танцы по образцу («танцы-повторялки») для детей (часто с ускорением).

Какой результат использования нейрогимнастики я вижу, например, по истечению этого учебного года в работе с отдельной группой.

Самые важные и заметные для меня результаты такого подхода в работе — это:

  • повышение концентрации и переключаемости внимания, снижение общей рассеянности;
  • очень заметное повышение интеллектуальной лабильности: дети гораздо быстрее переключаются с одной задачи на другую, умеют быстро выделять главную задачу, демонстрируют большую вовлеченность при решении интеллектуальных задач;
  • улучшения моторики обеих рук;
  • улучшение крупной моторики, особенно заметно с детьми, слабо чувстовавшими свое тело;
  • дети старшего дошкольного возраста, с которыми я занималась на протяжении всего учебного года, к концу года показывают заметно более высокие результаты по способности решать задачи, связанные с учебной деятельностью, чем дети, с которыми я занималась мало или время от времени. Это и большее количество задач на единицу времени из-за более высокой скорости, и скорость достижения понимания, более высокие показатели способности воспринимать на слух постановку задачи и инструкции, связанные с учебной деятельностью.

И напоследок несколько фотографий с наших занятий 👇

Рисуем левой рукой
Рисуем левой рукой
Рисуем двумя руками
Рисуем двумя руками
Дорожка для ладошек
Дорожка для ладошек
Игры с балансировочной подушкой
Игры с балансировочной подушкой
Игры с балансировочной подушкой
Игры с балансировочной подушкой
Упражнения из цикла мозжечковой стимуляции
Упражнения из цикла мозжечковой стимуляции
Соматогностические игры
Соматогностические игры
Вестибулярная гимнастика
Вестибулярная гимнастика
Соматогностическое упражнение "Рисунок на спине"
Соматогностическое упражнение "Рисунок на спине"
Самые первые графические диктанты
Самые первые графические диктанты
Первые графические диктанты
Первые графические диктанты

©Мой ЖЖ

Еще больше интересной и полезной информации вы сможете найти в моем телеграм-канале 🌱Растим и Растём🌱. Присоединяйтесь!