Найти тему
Вехи Синематографа

Фильм Чеботарева и Казанского "Человек амфибия" 1961 год

Так вышло, что сперва я прочитал роман Беляева будучи тринадцати лет от роду, а уж опосля увидел этот фильм. Были у нас в городе несколько кинотеатров, где давали ретроспективные фильмы. После книги нетерпелось поскорей увидеть кино. Посмотрев его на большом экране, я был очарован навсегда. И не важно, что они (создатели) упростили и сократили книгу. Таких впечатляющих подводных кадров прежде видеть не доводилось. Когда Ихтиандр плывёт в своём чешуйчатом костюме мимо причудливых рыб и кораллов, было так волнительно. Особенно под эту необычную музыку. Мы в детстве гадали, на каком же инструменте её играют? Потом уже узнали, что это синтезатор. Композитор Андрей Петров был новатором в электронной музыке. А музыка в этом фильме - часть успеха. Мои родители даже на пленку записывали: "Эй, моряк, ты слишком долго плавал!"

И ещё этот зажигательный танец, который танцевали на берегу Ихтиандр с Гуттиэрэ. Тогда всё было необычно: и Буэнос-Айрес, который снимали в Баку, туристам сейчас показывают места съёмок, и виды побережья, снятые в Крыму. И шестнадцатилетняя Вертинская с блестящими глазами. Ихтиандр - Коренев, казавшийся гигантом нам, пацанам. Сам актёр потом говорил, что стал заложником этой роли.

Профессор Сальватор - Николай Симонов. Из множества его ролей самые запоминающиеся три: Пётр Первый, кардинал в "Оводе" и отец Ихтиандра. Козаков (Педро Зурита) - злодей так злодей. Что интересно, его мамашу играла Анна Никритина, жена поэта Мариенгофа, друга Есенина.

Этот фильм был советским блокбастером - и по кассовым сборам, и по спецэффектам. Наблюдая его через призму опыта, зная уже о судьбах актёров, изъездив все места съёмок, помня каждую фразу наперёд, всё равно смотреть интересно и волнующе.