Найти в Дзене
Шпионские страсти

Тайная служба Ивана III.

1491-1493 годы

Русь

Примерно пятьсот с гаком лет назад на Руси начала оформляться специальная служба по охране первых лиц государства. Она была тайной (подотчётной во всём только первому лицу государства), немногочисленной (не любили тогда бюрократию разводить) и достаточно эффективной. При том что этой службе по роду деятельности пришлось сомещать функционал всех управлений позднейшего КГБ и нынешнего ФСБ.

20 сентября 1491 года Государь Всея Руси, великий князь Московский Иван Васильевич (правил в 1462-1505 гг.), вероятно, заслушав очередной доклад руководителя своей тайной службы по розыску врагов государства, сложил с себя крестное целование брату своему князю Андрею Васильевичу Можайскому. Иван Васильевич отдал приказ арестовать своего брата. Арестованного посадили на Казённом дворе в Москве. Также был приказ послать в Углич за племянниками государя и великого князя - князьями Дмитрием Андреевичем и Иваном Андреевичем. Арестовать их и доставить в Москву, к отцу в компанию. Также были арестованы некоторые из их слуг и ближних бояр.

Фигура Ивана Великого на памятнике Тысячелетие России
Фигура Ивана Великого на памятнике Тысячелетие России

Были схвачены князья Василий и Иван Юрьевичи с детьми боярскими и отправлены в заточение в Переяславль.

В Можайск прибыл наместник великого князя.

Эти аресты взволновали прочих братьев Ивана Васильевича, а также ряд бояр и князей. Они просили за князя Андрея, но получили отказ.

Андрею Васильевичу в вину вменялось следующее:

- заговор князя Андрея против Ивана Васильевича, в который были втянуты два других брата Ивана Васильевича – князья Юрий и Борис;

- тайные переговоры с правителем Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского Казимиром (правил в 1440-1492 гг.);

- тайные переговоры с ханом Ахматом, правителем Большой (Астраханской) Орды (правил в 1465-1481 гг.);

- попытка организовать новый заговор.

Тогда князья и бояре просили похлопотать об арестованном митрополита Зосиму.

Но и тому был дан отказ. Иван Васильевич так объяснил митрополиту то, почему он не хочет освободить князя Андрея Васильевича:

«Жаль мне брата моего…, а освободить его не могу… не единожды зло на меня замышлял… а потом каялся… и ныне снова начал зло замышлять… а когда я умру, то будет он метить на великое княжение. А внуку моему великим князем быть…».

Далее Иван Васильевич пояснил, что если князь Андрей не получит великого княжения, то начнет на Русь татар наводить, как это уже пытался делать,

«и кровь христианская будет литься, как было прежде…, и вы будете рабами татарам».

После такого ответа митрополит ушёл. Он довёл ответ государя и великого князя просителям, чтобы они перестали хлопотать о князе Андрее Васильевиче.

Зосима оставляет митрополичью кафедру. В 1492 году (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира») Зосима составил пасхалию на «осьмую тысящу лет». В предисловии к своему «Изложению Пасхалии» он сформулировал основы концепции «Москва − Третий Рим», однако полная формула этой идеи содержится лишь в посланиях старца Филофея. 
В 1494 году «своея ради немощи» или по свидетельству летописи вследствие того, что «непомерно держался пития и не радел о церкви Божией», а по выражению других летописей «за некое преткновение», Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевском монастыре, где в 1496 году, «причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину», то есть не был лишён сана.
Зосима оставляет митрополичью кафедру. В 1492 году (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира») Зосима составил пасхалию на «осьмую тысящу лет». В предисловии к своему «Изложению Пасхалии» он сформулировал основы концепции «Москва − Третий Рим», однако полная формула этой идеи содержится лишь в посланиях старца Филофея. В 1494 году «своея ради немощи» или по свидетельству летописи вследствие того, что «непомерно держался пития и не радел о церкви Божией», а по выражению других летописей «за некое преткновение», Зосима оставил митрополию и поселился сначала в Симоновском, а затем в Троице-Сергиевском монастыре, где в 1496 году, «причащался божественных таин на орлеце, во всем святительском чину», то есть не был лишён сана.

Андрей Васильевич так и не вышел на свободу. 6 ноября 1493 года он скончался в заточении на Казённом дворе в Москве.

В январе 1493 года были схвачены князь Иван Лукомский, переводчик с латыни Матиас Лях, два брата из Смоленска Богдан и Олехна Селевины. Выяснилось, что они были подосланы к государю и великому князю правителем ВКЛ Казимиром и поддерживали связь с преемником и сыном Казимира Александром (правил в 1492-1506 гг.).

В ходе следствия выяснилось, что Иван Лукомский должен был отравить Ивана Васильевича, на что ему передали специальный яд (его обнаружили при обыске). На допросе Иван Лукомский сообщил, что был связан также с князем Федором Бельским и уговорил последнего бежать в ВКЛ.

Федора Бельского сослали в Углич в заточение.

Олехне Селевину отрубили голову.

Богдана Селевина казнили «торговой» казнью.

Термин «торговая казнь» был введён Судебником 1497 года при великом князе Иване III. Он также упоминается в Соборном Уложении в 9-ти статьях, в применении к различным преступлениям (зазорное поведение в церкви, оскорбление митрополита, лихоимство судей, неправильное решение дела за посулы). Порка кнутом на торгу, подразделявшаяся на простую, жестокую и нещадную, является самым упоминаемым в Уложении наказанием; она назначалась за самые разнообразные преступления, в своей санкции её имеют 140 статей. Торговую казнь также называли «скрытой смертной казнью». Удары кнутом очень болезненны и могут рассекать кожу до плоти. В Судебнике 1497 года точно не регламентируется количество ударов — право определения наказания отдавалось судье, который мог назначить как 10 ударов кнутом, так и 400. На самом деле, любое битьё кнутом может быть замаскированной смертной казнью, потому что достаточно лишь один или несколько раз «промахнуться» и ударить выше поясницы по почкам, чтобы через несколько дней наказуемый умер в мучениях.
Термин «торговая казнь» был введён Судебником 1497 года при великом князе Иване III. Он также упоминается в Соборном Уложении в 9-ти статьях, в применении к различным преступлениям (зазорное поведение в церкви, оскорбление митрополита, лихоимство судей, неправильное решение дела за посулы). Порка кнутом на торгу, подразделявшаяся на простую, жестокую и нещадную, является самым упоминаемым в Уложении наказанием; она назначалась за самые разнообразные преступления, в своей санкции её имеют 140 статей. Торговую казнь также называли «скрытой смертной казнью». Удары кнутом очень болезненны и могут рассекать кожу до плоти. В Судебнике 1497 года точно не регламентируется количество ударов — право определения наказания отдавалось судье, который мог назначить как 10 ударов кнутом, так и 400. На самом деле, любое битьё кнутом может быть замаскированной смертной казнью, потому что достаточно лишь один или несколько раз «промахнуться» и ударить выше поясницы по почкам, чтобы через несколько дней наказуемый умер в мучениях.

Ивана Лукомского и Матиаса Ляха посадили в клетку и сожгли живьём пониже моста, что на реке Москва 31 января 1493 года.

(Источники: ПСРЛ, тт.12, 25, Татищев, т. 4)