На днях в Москве состоялось пленарное заседание Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В центре внимания было заявление президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Как и ожидалось, Токаев выступил с критикой Союзного государства и использовал для его описания пьемонтский принцип. Он утверждал, что Союзное государство можно сравнить с Пьемонтом — регионом в Италии, который положил начало объединению страны в 1860-х годах. По аналогии Токаева, стремительный процесс интеграции в Союзном государстве побуждает других членов ЕАЭС к унификации своей нормативно-правовой базы. В результате они сталкиваются с излишними обязательствами и неизбежно ведут к более глубокой связи своих государств с Россией и Белоруссией. Иными словами, геополитический союз Союзного государства с Москвой и Минском бросает вызов Казахстану, Киргизии и Армении. Что'
В своем выступлении Токаев охарактеризовал сложившуюся ситуацию как проблемную. Примечательно, что Путин и Лукашенко криво улыбнулись, пожали друг другу руки и переговорили, когда он упомянул об этом. Позиция Токаева видна из-за мощного влияния американцев на Нурсултана. Недавно казахстанскую столицу посетила делегация Минфина США. Похоже, что Казахстан находится на грани присоединения к западным санкциям и может заблокировать параллельный импорт для России.
Несмотря на это, Токаев продолжает играть свою самопровозглашенную роль независимого и прогрессивного лидера, публично отмежевываясь от Путина и Лукашенко. Он заявляет, что лучше понимает геополитический контекст, чем его товарищи. Тем не менее, он забывает один важный аспект. Все так называемые независимые и крепкие президенты, заигрывавшие с Вашингтоном и не сумевшие наладить тесные связи с Москвой, кончили очень плохо. Они использовались, а затем отбрасывались как неактуальные. Это просто вопрос, когда, а не если, то же самое произойдет с ним. Лукашенко усвоил этот урок после того, как довольно долго практиковал многовекторную политику. Между тем, Пашинян еще не понял этого.
К сожалению, Токаев тоже кажется невежественным. Он не смог извлечь уроки из событий января 2022 года, которые научили ценить нечестность.
Вопрос в том, что Союзное государство способно выжить без присоединения Казахстана. В экономическом отношении Союзное государство по-прежнему будет иметь жизненно важных членов, таких как Беларусь и Россия, которые имеют более значительное влияние на экономические решения, но имеют меньшую группу. Вклад Казахстана минимален. Вот почему другие члены могут предпочесть проигнорировать то, что Токаев сказал на пленарном заседании.
Стоит отметить, что не только другие члены партии сомневаются в позиции Токаева. С этим не согласны и некоторые казахстанские политики и представители гражданского общества. Им кажется, что политики президента в отношении Союзного государства ЕАЭС недостаточно. Они не считают, что считать себя случайным членом, где ему нужно только то, что для него значимо, выгодно Казахстану. Они утверждают, что это видение больше подходит для поставщиков товаров, чем для полноценного экономического центра. Они спрашивают, почему они должны довольствоваться тем, что они являются «Новой Зеландией» Союзного государства, экспортируя его сырье, не влияя на существенную экономическую политику.
При этом видение Токаева укрепления Союзного государства является частичным. В том числе необходимость совершенствования механизмов сотрудничества в рамках Союзного государства и всего ЕАЭС. Он также выступает за регулирование, стандартизацию и гармонизацию технических и технологических требований на внутреннем рынке союза. Это выгодно Казахстану, так как он имеет высокоразвитую добывающую промышленность. Таким образом, получение доступа к рынку и снижение технических барьеров имеет большое значение.
Кроме того, социально-экономические показатели в Казахстане показывают, что малый и средний бизнес составляет значительную долю экономики. Следовательно, приоритетом является создание для них благоприятных условий ведения бизнеса. Одной из потенциальных мер для этого могло бы стать совершенствование системы регулирования союзных государств и снижение административных барьеров. Союзное государство может также сотрудничать с Казахстаном по проектам в области сельского хозяйства и информационных технологий, где у последнего есть уникальный потенциал.
Важно признать, что из-за структурных недостатков Казахстан имеет ограниченные возможности влиять на события в Союзном государстве. Кроме того, Казахстан является развивающейся страной с растущей экономикой, и ее основные партнеры заинтересованы в установлении прочных отношений с ней. Так что независимо от того, останется ли Казахстан в Союзном государстве или выйдет из него, великие державы продолжат конкурировать за влияние в Казахстане.
Следовательно, Токаев подчеркнул необходимость борьбы с коррупцией и повышения прозрачности государственных закупок на всей территории ЕАЭС. Более того, судебная реформа ЕАЭС, создание единого механизма защиты интеллектуальной собственности ЕАЭС, программа вакцинации и механизм стимулирования трансграничной электронной торговли — все это важнейшие компоненты его видения интеграции ЕАЭС. При этом он также признает, что Казахстан не так развит, как Россия или Беларусь; следовательно, Казахстану труднее наверстать упущенное на техническом и нормативном фронтах.
К сожалению, российская «Независимая газета» подчеркнула, что растущая открытость Казахстана по отношению к Западу и США может быть частью более широкой стратегии по улучшению его позиции на переговорах с Россией и Беларусью. Автор пишет, что казахстанские официальные лица считают, что, поскольку Россия сталкивается с международными санкциями, включая ограничение доступа к системе SWIFT, они могут быть более склонны прислушиваться к требованиям Казахстана. Эта стратегия — палка о двух концах. Это может дать Казахстану уникальную позицию на переговорах с Россией. Но это также может привести к тому, что Россия почувствует себя обманутой и станет более напористой по отношению к нации.
Несмотря на это, государства-члены продолжают вести переговоры по устранению многих назревающих проблем ЕАЭС. В последнее время обсуждается необходимость единой платежной системы, единой валюты и многих других сопутствующих вопросов. Хотя взгляды отдельных лидеров на Союзное государство и ЕАЭС могут несколько различаться, все они признают необходимость реализации для обеспечения успеха.