На рассвете 5 июля 1943 года фашистские войска под Белгородом перешли в наступление, нанося главный удар на участке 6-й гвардейской армии в общем направлении на Обоянь. В первом эшелоне противника шли четыре танковые и две пехотные дивизии. Основные усилия немцы сосредоточили на участке Коровино — Черкасское в полосе обороны 71-й и 67-й гвардейских стрелковых дивизий и на участке Триречное — Березов в полосе обороны 52-й гвардейской стрелковой дивизии.
Среди подразделений, принявших первый удар бронированной армады гитлеровцев и проявивших беспримерный героизм в этих боях, была 5-я батарея 1008-го истребительного противотанкового артиллерийского полка, которой командовал старший лейтенант комсомолец Алихан Андреевич Гагкаев. Этот полк, приданный 52-й гвардейской стрелковой дивизии, занимал оборону на атакованном направлении южнее Быковки. Бои начались рано утром. В течение получаса гитлеровцы вели артиллерийскую подготовку, а авиация наносила массированные бомбовые удары. Не успел еще над полем рассеяться смрадный дым, как вдали послышался грозный тяжелый гул. Девяносто танков, среди которых было до 50 «тигров», шло на участок, который оборонялся полком. Свыше тридцати танков устремилось на огневые позиции батареи старшего лейтенанта Гагкаева. Впереди ползли тяжелые угловатые «тигры» с черными крестами на желтой броне.
Минуты нечеловеческого напряжения нервов тянулись неимоверно медленно. Танки были уже близко. Четыреста, триста, двести метров! Пора! Гагкаев подал команду «Огонь». Справа и слева заговорили другие батареи полка. Зачадили черным густым дымом первые подбитые танки. Враг открыл ответный огонь. Разгорелся неравный упорный бой. На помощь танкам гитлеровцы бросили авиацию. Смертоносные тонны бомб снова обрушились на позиции батарейцев. Но артиллеристы стояли на своем рубеже, ни на минуту не прекращая огня. Они отбили первую атаку, но за ней сразу же последовала вторая. Из балки снова показались танки, за которыми мелькали автоматчики.
Поредели артиллерийские расчеты. Напряжение боя возрастало. Командир, старший лейтенант Гагкаев мужественно и умело руководил огнем батареи, твердо и уверенно подавал команды, воодушевлял своих подчиненных. Его богатырская фигура появлялась у орудий в самые критические минуты. Когда у одной из пушек осколком разбило панораму и наводчик Фурман замешкался, оказавшийся рядом Гагкаев крикнул: «Бей прямой наводкой! Через ствол!» Фурман в считанные секунды приник к стволу и, поймав в сверкающий глазок мчавшийся на орудие танк, выстрелил. И бронированная коробка от прямого попадания вздрогнула, проползла по инерции несколько метров и замерла. У другого орудия вышел из строя весь расчет. Гагкаев бросился к пушке и открыл огонь. Три танка были подожжены и один подбит. Героическая батарея отбила две атаки, сорвала попытки гитлеровцев окружить ее. Два орудия с расчетами погибли. А немцы пошли в очередную атаку.
О последней схватке артиллеристов 5-й батареи рассказывают сохранившиеся в архиве радиограммы.
«Осталось два орудия, — докладывает Гагкаев, — машин не имеем ни одной, кругом на расстоянии ста пятидесяти-двухсот метров — фрицы»
Через пять минут Гагкаев доложил снова:
«Все орудия выведены из строя. Кольцо сжимается. Перехожу работать на противотанковые ружья»
«Принимаю все меры для оказания вам помощи, — ответил командир полка. — Держитесь, братья!..»
«Есть держаться!..» — на этом связь с батареей оборвалась.
А когда некоторое время спустя подполковнику Котенко с группой автоматчиков удалось прорваться на батарею, перед его глазами предстала страшная картина. Кругом горели подбитые немецкие танки, а Гагкаев, окровавленный, с разбитой челюстью, стоял во ржи и, держа за ствол немецкий автомат, отбивался от наседавших на него гитлеровцев. Он погиб в этом неравном ожесточенном бою, ни на шаг не отступив от своих позиций.
Алихан Гагкаев родился в 1917 году в селе Кадгарон Ардонского района Северо-Осетинской АССР. Рано лишившись родителей, он воспитывался в Москве у старшего брата Михаила. Там же, в Москве, в 1932 году вступил в комсомол. Окончил школу, рабфак, а в 1940 году — Ленинградское Краснознаменное училище им. Красного Октября. С первых дней Великой Отечественной войны — на фронте. Воевал в Молдавии, на Украине, Северном Кавказе.
Славный сын осетинского народа, воспитанник Ленинского комсомола, Алихан Андреевич Гагкаев в боях на белгородской земле показал пример выдающейся стойкости, воинской доблести, великого мужества и самоотверженности во имя своей Родины.
«Полк дрался великолепно», — такова была оценка командующего фронтом Н. Ф. Ватутина, ратным делам 1008-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 5 июля 1943 года. Он стойко удерживал свой рубеж и уничтожил в этот день 33 немецких танка, из которых 17 приходится на 5-ю батарею старшего лейтенанта А. А. Гагкаева. Батарея истребила также более роты фашистских автоматчиков.
Командиру бессмертной 5-й батареи старшему лейтенанту комсомольцу Алихану Андреевичу Гагкаеву за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года присвоено (посмертно) звание Героя Советского Союза.