Найти тему
Контур.Журнал

Как будет регулироваться работа такси с 1 сентября 2023 года

Оглавление

Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ вводит новые правила работы на рынке такси. Так, например, он определяет доступ водителей к такой деятельности и устанавливает условия работы для самозанятых. Кроме того, закон регулирует взаимоотношения водителей и агрегаторов такси.

Закон о такси уже вызвал много дискуссий в среде экспертов. Чиновники, представители общественных организаций, которые занимаются вопросами перевозок, и лица из надзорных органов считают грядущие нововведения важными для обеспечения безопасности клиентов и выведения рынка из тени. Сами участники рынка считают, что в законе заложены мины замедленного действия, которые спровоцируют коллапс и создадут массу барьеров как для водителей, так и для клиентов.

Что изменит закон о такси

Принципы работы такси, которые планируется ввести, расширят его применение и отчасти упростят некоторые процессы, так как минимизируют административные границы, связанные с возможностью осуществления этой деятельности.

По мнению заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Дениса Чегаева, среди ключевых нововведений стоит отметить несколько.

Работа агрегаторов будет подведена под правовую базу

Новые правила будут связывать и затрагивать те секторы рынка таксомоторных перевозок, которые до этого оставались неохваченными. Это агрегаторы или организации, предоставляющие заказы непосредственно для перевозчиков.

Самозанятых допустили до работы в такси

Такая категория работающих, как самозанятые, тоже получила право на осуществление деятельности в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Новым законом им разрешено оказывать услуги по перевозке пассажиров и грузов легковым такси без регистрации в качестве ИП. Такой порядок возможен при условии заключения договора со службой заказа легкового такси, которая осуществляет свою деятельность через интернет.

Стоит отметить, что самозанятые будут нести такую же ответственность, как и другие перевозчики — ИП и юридические лица.

Самозанятым запрещено передавать кому бы то ни было автомобиль. В противном случае им могут аннулировать выданное разрешение, и тогда они перестанут быть перевозчиками.

Новый принцип выдачи разрешений

Сегодня требуется получение разрешения на эту деятельность, это требование будет сохранено. Только теперь все разрешения на работу в такси будут выдаваться бесплатно, но для этого придется предоставить определенный перечень необходимых документов. Эксперты обращают внимание на то, что разрешение будет выдаваться в течение 5 суток.

Запуск информресурсов

В рамках закона появятся дополнительные региональные реестры служб заказа легкового такси.

В регионах будут функционировать несколько информресурсов:

  • Реестр перевозчиков: в нем появятся в том числе сведения об электронном разрешении на перевозку.
  • Реестр такси: будет включать данные о транспортных средствах, их владельцах и т.д.
  • Реестр служб заказа такси: будет содержать адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.

Служба заказа такси должна будет проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Заказ попадет перевозчику или водителю в том случае, если:

  • информация о разрешении содержится в реестре перевозчиков, документ не аннулирован;
  • сведения о транспортном средстве есть в реестре такси.

Номер записи в реестре перевозчиков нужно будет размещать в салоне такси.

Ужесточение требований к службам заказа такси и водителям

Появилось больше требований как к организациям, которые предоставляют заявки, так и к непосредственно субъектам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров. Эти требования достаточно серьезные. Так, например, запрещено допускать к управлению такси тех, кто соответствует хотя бы одному из критериев:

  • на день до перевозки у водителя более трех неуплаченных административных штрафов;
  • водителя повторно лишили прав и (или) арестовали за административные нарушения, и это произошло до того, как истек год со дня окончания предыдущего срока такого наказания;
  • у водителя неснятая или непогашенная судимость по ст. 328.1 УК РФ либо его преследуют за совершенные деяния;
  • водитель не прошел аттестацию на знание местонахождения объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинских и образовательных организаций и т.д.

Для служб заказа такси ответственность регламентирована следующим образом:

  • служба несет солидарную ответственность с тем, у кого не было разрешения на перевозку или его аннулировали, приостановили;
  • служба полностью отвечает перед пассажиром, например, если фрахтователя надлежаще не уведомили о наименовании перевозчика;
  • служба несет субсидиарную ответственность с перевозчиком — физлицом в части возмещения реального ущерба, который не покрыла страховка по ОСАГО или по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.

Какие проблемы решает закон о такси

По мнению экспертов, закон создает все условия для выхода перевозчиков из тени. На практике сложились незаконные схемы, когда, например, перевозчики передают с разрешением автомобиль другим перевозчикам. Сегодня появляются компании, которые вносят автомобиль в реестр автомобильного транспорта такси и имеют право передать его другим перевозчикам, которые включены в реестр перевозчиков, — в этом случае расписываются все уровни ответственности.

Теперь тот, кто передал автомобиль по закону (исполнитель) обязан обеспечить возможность прохождения предрейсового медицинского контроля, а также следить за техническим состоянием авто в порядке, который определит субъект РФ.

Появляется правовая ответственность агрегатора за передачу заказа нелегальному перевозчику.

Сегодня у служб заказа такси есть техническая возможность в режиме онлайн проверить, находятся ли автомобиль такси и перевозчик в реестрах. Если все соответствует закону, заказ передается.

Законом сформулированы исчерпывающие требования к автомобилю такси: он должен иметь фотографическую композицию в виде «шашечек», фонарь оранжевого цвета на крыше.

Перевозчики нередко жаловались на невыгодность тарифов, они говорили о том, что не могут перевозить по тем тарифам, которые им устанавливает служба заказа такси, потому что эти тарифы не покрывают расходы. Благодаря закону перевозчик получил право разрабатывать тарифы и устанавливать их на перевозку автомобильным транспортом.

По новым правилам за трое суток до определения тарифа он должен быть размещен на сайте службы заказа такси и на сайте перевозчика. Если у них нет сайтов, то на сайте уполномоченного органа.

С 29 марта 2023 года путевой лист можно оформлять в электронном виде (Приказ ФНС РФ от 17.02.2023 N ЕД-7-26/116@). Теперь уже в режиме цифровой платформы будут сохраняться сведения о наличии путевого листа: кто выдал, как прошел водитель предрейсовый медицинский контроль.

Предусмотрена возможность применения телемедицины при прохождении медицинского контроля для водителей.

По словам представителя общественного совета по развитию такси в УрФО Владимира Герасименко, закон о такси направлен на легализацию рынка и повышение ответственности за безопасность и комфортность перевозки.

Подробнее о работе такси с 1 сентября читайте по ссылке.