Небольшой фельетон Михаила Булгакова говорит о том, что в любом деле не стоит доходить до абсурда.
«В провинциальном городишке лентяй-библиотекарь с лентяями из местного культотдела плюнули на работу, перестав заботиться о сколько-нибудь осмысленном снабжении рабочих книгами.
Один молодой рабочий, упорный человек, мечтающий об университете, отравлял библиотекарю существование, спрашивая у него советов о том, что ему читать. Библиотечная крыса, чтобы отвязаться, заявила, что сведения «обо всем решительно» имеются в словаре Брокгауза».
(Обратите внимание, как своеобразно решён процесс руководства чтением!)
Тогда рабочий начал читать Брокгауза. С первой буквы – А. Уже со второго тома слесарь сталь плохо есть, как-то осунулся, сделался рассеянным. Чудовищно то, что он смог дойти до пятой книги (Банки – Бергер). Кончилось всё плохо для слесаря. Ему начали мерещиться персонажи, о которых он успел прочитать – и все на букву Б. И более того, стали путаться, превращаться один в другого. объединяться... Андриан и Мариан Бранецкие превратились в Мадриана.
В финале корреспондент местной газетки отнял у бедолаги словарь и написал о библиотекаре фельетон, в котором обругал его «безголовым моллюском и барсучьей шкурой» – тоже на букву Б.
Мораль фельетона такова: нельзя перегружать мозг лишней и ненужной в данный момент информацией.
На самом деле, у библиотекарей часто спрашивают совета, что почитать. Я не люблю такие вопросы, и советовать берусь только тем читателям, чьи книжные предпочтения мне уже знакомы. Иначе можно нарваться на неожиданный отклик о прочитанной книге, типа того. что я услышала недавно: «Ну и х.... ня эта ваша Токарева!» (Это я не выдумала, буквально на днях именно такое и услышала).