Найти в Дзене
Эстетическая Терапия

Как я училась в школе сомелье «Энотрия»

Оглавление

О винном снобизме, профессиональных дегустациях, гонке за сдачей экзамена и качестве digital-образования

Недавно я окончила курс винного сомелье. С одной стороны, за время лекций и дегустаций я узнала много нового и интересного, гораздо лучше стала чувствовать ценность и сложность вина, и подкачала свои знания в географии. С другой стороны, я узнала неприглядную сторону этой отрасли, поняла что такое винный снобизм и как не надо делать digital-образование.

Публикую свое мнение о курсе школы «Энотрия» от Simple Wine с несколькими оговорками: я никогда не собиралась профессионально работать сомелье – я пошла на курс для собственного развития, потому что люблю вино; у меня есть опыт создания образовательных проектов и я работаю преподавателем в ВШЭ; я работала и работаю в it-компаниях, поэтому довольно требовательна к качеству digital-услуг.

Несколько выводов, которые я сделала в процессе прохождения курса:

  • для работы с вином статус диплома кависта важен, без него считаться сомелье вы не можете
  • получить международный диплом раньше было можно, тк школы сотрудничали с международными комитетами типа ASI, сейчас нельзя – международные ассоциации перестали работать с Россией
  • чтобы получить российский диплом «Энотрии» достаточно сдать теоретический экзамен-тест из 100 вопросов (но насколько я знаю, так было не всегда, – в каких-то школах сдавали промежуточные тесты на знание теории, дегустацию и диплом на определенную тему, а оценки выставлялись по каждому предмету отдельно)
  • тусовка винных экспертов в школе сомелье, которую увидела лично я, построена на очень сильной конкуренции: в основном аудитория женская, экспертная и взрослая. Если вы хотите просто узнать о вине что-то новое, будет сложно
  • есть довольно предвзятое отношение к обычным вкусам и людям не из мира вина, для профи принято любить сложные экземпляры и в основном дорогие
  • снобизма к русскому вину становится меньше: над его качеством действительно работает очень много людей
  • отношение преподавателей к новичкам довольно надменное, образовательный процесс похож на систему, где преподаватель стоит над студентами

Однако, как я поняла, если вы хотите стать кавистом и работать в этой сфере в России, то вам придется пройти через такой опыт, доказать свою ценность, принять довольно клешированные правила школы и вписаться в сообщество.

-2

Если вы работать сомелье не хотите, то все куда веселее: экспертов в вине, которые сами себя ими назначили, очень много. Но далеко не все (даже те, кто работает в винной компании) могут ими называться. А пить совиньон из Мальборо и чувствовать в нем все богатство красок или пить Шабли и не чувствовать в нем бриошь, – решать только вам.

Про школу сомелье

Сколько стоит:

70 000 рублей за дистанционный курс (выбирала именно его не по цене, хотя он намного дешевле очного курса, а по удобству: лекции можно смотреть в любое время и в любом месте)

Что дает:

обещает профессиональное образование и диплом по окончанию

Формат:

  • я выбрала дистанционный курс: 2 месяца лекций онлайн и в записи, 1 неделя дегустаций после
  • лекции доступны только на время прохождения курса (2,5 месяца)
  • по окончании сдается тест на 100 теоретических вопросов
  • проходят лекции каждый день онлайн: лектор показывает презентацию и рассказывает теоретическую часть примерно 2,5-3 часа (вопросы можно задавать онлайн, но вместе с 150-200 другими людьми)
  • коммуникация организована в чате в Телеграме с другими 150 людьми

Что хорошо:

1. дистанционный формат – это удобно

2. финальный экзамен был организован четко

3. для практического курса школа выдавала разнообразные образцы, на дегустациях рассказывали про интересную методикау оценки и понимания технических характеристик

4. на отдельных темах можно было послушать профессиональных лекторов (Франция, Испания, крепкие алкогольные напитки, саке и вводные лекции про лозу)

5. по части тем выдаются учебники, мне понравился по Франции, – он полный и информативный

6. после прохождения курса я действительно многое узнала и поняла, стала любить и пробовать новые вина, жа еще гораздо больше ценить само вино

-4

Какие минусы:

1. техническое сопровождение курса

Оно нуждается в улучшении – курс заявлен как digital-ориентированный, но диджитальности в нем, увы, мало:

  • лекции идут на разных платформах, – переключаться между ними требует времени
  • ссылки на лекции присылаются то в почте, то в чате на 150 человек, найти их сложно
  • качество видео и звука почти часто плохие
  • большинство преподавателей не знакомы с форматом онлайн-занятий: кто-то работает без использования камеры вовсе, кто-то ведет из шумного места с плохим интернетом

2. общаться и задавать вопросы преподавателям не просто

Все происходит в чате с 150 (примерно) другими людьми, вопросы во время лекции задавать можно, но не хочется затягивать время лекций (к тому же, это очень не нравится коллегам по чату)

3. отношение к студентам

Молодые современные ребята (а такие нужны любым школам) вряд ли потерпят надменное отношение к себе. Вот несколько примеров, которые лично у меня вызвали вопросы:

— практическая дегустация является процессом обучения и, кажется, задача преподавателя в том, чтобы объяснить почему, к примеру, в одном вине присутствует аромат вишни, а в другом — смородины. Но если ошибиться на дегустации и принять аромат вишни за клюкву, то вас отчитают на весь класс. Это реальный пример, и он очень неловкий

— забыть какой сорт принадлежит какому аппеласьону Франции или Италии тоже нельзя, хотя учились мы всего 2,5 месяца и сразу всему вместе. Это приводит к тому, что задать вопрос неловко, — я, к примеру, не задала ни один

— многие вещи изначально преподаются так, будто студент их уже должен знать. Но курс продаётся, как курс «для любителей и профессионалов» — задавать «глупые вопросы» абсолютно нормально

4. учебный процесс заточен на изучении теории – лекции каждый день по 3 часа

Мне показалось, что курс был совсем немного про качества, вкус вина и интересные особенности напитка, но очень много про формальные вещи: деление по аппеласьонам, разрешенные/неразрешенные технологии и сорта в каждом из районов/терруарных особенностях и прочие нюансы, нужны для сдачи теста. Пожалуй, интереснее всего было слушать историю про крепкие алкогольные напитки и про Испанию, – там было много действительно любопытного, а не только формального. Безусловно, понятно, что формальные вещи нужны, но думаю, это важно обозначать заранее, чтобы студенты знали на что идут

5. гонка за сдачей теста

2,5 месяца изучения всех стран (лекции каждый день по 2,5-3 часа) превращается в гонку за сдачей экзамена и, к сожалению, многие вещи перемешиваются в голове. Возможно, было бы намного эффективнее укладывать знания чуть дольше и систематичнее. Сама подготовка к экзамену отсутствует, – есть проверочные тесты к каждому блоку, но высылаются они в разных местах, не сразу после окончания блоков и без правильных ответов

6. есть проблемы с таймингом

Очень подкупает то, что преподаватель хочет дать как можно больше информации, но умение укладывать информацию в заявленный тайминг, — тоже навык. В итоге длительность лекций по 3 часа (и больше) почти каждый день приводит к тому, что собственное расписание очень сложно составить

6. дегустации 1 неделю каждый день

Блок практики идет после 2,5 месяцев теории – 1 неделю каждый день. И тут нужно иметь довольно большой запас терпения и сноровки, чтобы пробовать каждый день в течение недели по 10-15 образцов. К сожалению, все смешивается в голове. Особенно в последний день, когда вместе и сладкое вино, и водка, и коньяк, и граппа. Честно говоря, я не уверена, что это вообще корректно, но это доверим профессионалам

-5
-6

Посоветовала ли бы я учиться в Энотрии?

Возможно, если вы работаете в этой отрасли и вам нужно понять коллег по цеху и то, как в принципе это работает (хотя с учетом всех технических моментов я бы рассмотрела и другие варианты и 100% не дистанционный формат). И судя по отзывам я бы точно советовала петербургскую очную «Энотрию», — там подход совсем другой.

Нет, если вы делаете это для себя или хотите понять вино.

Несколько слов про будущее такого типа образования

Мое ощущения остались двоякие: с одной стороны, – вино – это сложно и круто. С другой стороны, я бы очень хотела, чтобы индустрия вина стала менее токсичной и снобской. А качество образования при этом выросло.

Курс по всему миру виноделия очень сложно пройти за 2,5 месяца качественно, – нужно минимум полгода. И лучше сопровождать теорию сразу дегустациями, иначе потом страны и регионы между собой просто перемешиваются.

В дистанционный тип образования в этой сфере лично я верю, но важно сделать его действительно технологичным, провести тренинги с преподавателями и сопроводить лекции наглядными инфографиками, дополнительными материалами в виде фильмов/игр и мнений других профессионалов, а также давать проверочные тесты после каждого блока.

Оценка будущего сомелье не может проходить на основе теста, подход должен быть комплексным: и дегустации, и презентация вина, и составление винной карты.

И конечно, отношение к студентам требует пересмотра. Даже гиганты типа МГУ, МГИМО и ВШЭ движутся в сторону демократизации процесса. Если «Энотрия» свой подход к курсу не изменит, то рискует быть оставленным где-то на обочине. В этом отношении мне куда ближе такие проекты, как Invisible или «На вина!». Думаю, у них есть все шансы стать лидерами в этой отрасли.

Ссылки на классные материалы, блоги и другие школы по изучению вина:

Блог про вино Wine Folly (еще есть прекрасная книга с таким же названием)

Очень подробная статья со сравнением подхода разных школ сомелье

Международная ассоциация сомелье

Телеграм-канал моего друга «Почти Порочные Привычки», где он пишет про вино и скидки в разных сетях

Канал еще одного хорошего человека — Алексея, который, кстати, окончил очную «Энотрию»

Канал Кати Кизик, которая очень демократично пишет про российское вино «Диванный сомелье»

Подкаст «Винодевы» и «Мне по бокалу»

Варианты школ сомелье в Москве и Петербурге:

Всем добра и хорошего вина! 💋