Детям показывали два одинаковых стакана, полностью наполненные водой:
-Где воды больше?
-Одинаково! – отвечали дети.
Затем, на глазах у детей, из одного стакана воду переливали в высокую мензурку. И задавали тот же вопрос. Дети, не задумываясь, отвечали, что в мензурке воды больше!
Этот опыт проводил ещё Жан Пиаже (швейцарский психолог) он доказывал, что дошкольники и младшие школьники ориентируются на внешние признаки, а не понятие о количестве. Поэтому детям 7-10 лет приписывали исключительно эмпирическое мышление.
Это мышление, основанное на личном опыте и практике.
Но! У детей этого возраста есть резервы для теоретического мышления! Нужно только найти подход!
Ещё в 30-е годы Лев Семёнович Выготский говорил о том, что развитие теоретического мышления у ребёнка зависит от содержания и методов обучения.
Мы писали, о том, что в начальных классах дети учатся теоретическому мышлению.
Уже в 1 классе дети понимают буквенные обозначения величины и количества, могут решать уравнения. Усваивают теоретические понятия о слове и предложении.
И это важно.
Приходя в школу, читающие дети часто воспринимают чтение, как быстрое называние букв. Часто они не имеют понятия о звуках русского языка. Таких детей приходится учить слышать и выделять отдельные звуки, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. И подводить к тому, что буквы – это знаки, обозначающие звуки.
Такое изучение языка меняет отношение ребёнка к языку.
То же самое происходит в математике. Дети приходят, умея считать. Но для ребёнка число — это название количества предметов и один предмет – это единица. В школе число превращается в математическое понятие с определённым отношением количеств.
Задача школы выстроить эту систему научных понятий в каждом предмете.
Задача родителей помогать школе и учителю поддерживать у ребёнка интерес к школьным предметам и заданиям.