Найти тему
сахароза

Суть концепции государства Джона Локка

Джон Локк – один из ярких деятелей и философов XVIIвека, сторонник эмпиризма, сенсуализма, деизма и либерализма. В своих трактатах Локк касался не только идей гносеологии, но и политической философии. Его письма произвели большое впечатление на многих знаменитых философов, политических деятелей и даже американских революционеров.

Локк изложил свою концепцию государства в «Двух трактатах о правлении», где затронул понятия общественного договора, принципа разделения властей, форм государства и др. Работа Локка состоит из двух книг.

-2

Книга первая посвящена критике идей английского философа Роберта Филмера, касающихся происхождения государства.

-3

Согласно Филмеру неограниченная власть монарха исходит от Бога. Адам, как прародитель (отец) всех живущих людей обладал абсолютной властью над своими детьми, а эта власть как раз передавалась из поколения к поколению. К тому же этот неограниченный характер его власти стоится на положении того, что весь мир был отдан ему в собственность. Главная идея Филмера заключается в концепции принадлежности монархов к потомкам, наследникам Адама.

Локк категорически не соглашается с данными положениями, говоря о том, что отцовская власть на деле не является абсолютной.

Уже во второй книге Локк резюмирует, что Адам не обладал таким владычеством ни по естественному праву, ни от Бога. А даже если бы и обладал, то его потомки такого права получить не могли. С допущением, что если бы и потомки все же обладали такой властью, Локк говорит об отсутствии законов природы или Бога, которые бы определяли подлинность наследника, а если бы такие законы и впрямь существовали, то сведения о старшей линии потомков Адама уже утрачены и невозможно определить кто из людей, существующих на данный момент мог в большей мере претендовать на трон.

Вторая книга «Двух трактатов о правлении» посвящена изложению политических идей Локка.

Философ дает определение политической власти. «Итак, политической властью я считаю право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и соответственно все менее строгие меры наказания для регулирования и сохранения собственности, и применять силу сообщества для исполнения этих законов и для защиты государства от нападения извне – и все это только ради общественного блага» [1]- пишет Локк.

Он говорит о естественном состоянии людей – состоянии полной свободы и равенства в распоряжении имуществом и своей жизнью в целом. Здесь никто не имеет ничего больше другого. Это - естественное право людей, которое предоставлено каждому природой.

Хоть это и есть состояние полной свободы, оно не допускает при этом своеволия. У человека нет свободы уничтожить себя или кого-то другого. Если все люди равны – то никто не может нанести ущерб жизни, свободе, собственности другого. Все же люди созданы Богом, который сам решает до каких пор ему угодно наше существование. Локк говорит о том, что равенство не предусматривает никакого превосходства, если один человек приобретает власть над другим, то такая власть не является полной и деспотической.

Говоря о возникновении политических обществ, Локк выдвигает теорию общественного договора. Люди вынуждены защищать свои естественные права от других людей. Чтобы выполнять это более эффективно, они объединились и заключили общественный договор. «Поскольку люди являются, как уже говорилось, по природе свободными, равными и независимыми, то никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, – это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества».[2]

Так же Локк раскрывает тему разделения властей. Философ выделяет три ветви власти в государстве – законодательную, исполнительную и федеративную.

Законодательная власть является верховной. Она имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов. Но человек по своей природе слаб и склонен цепляться за власть. Это может привести к тому, что издающий законы может узурпировать ее, что противоречит интересам общества.

Локк говорит о необходимости разделения законодательной и исполнительной власти.

Также философ выделяет третий вид власти, которую можно назвать природной – федеративную. Эта федеративная власть включает в себя руководство внешними безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми теми, от кого оно может получить выгоду или потерпеть ущерб, в отличие от исполнительной, которая заключается лишь в исполнении муниципальных законов общества внутри его самого по отношению ко всему.

Итак, законодательная власть, будучи верховной, управляет силой государства во благо сохранения общества. Исполнительная власть имеет право созывать или распускать законодательный орган, хоть и не обладает верховной силой. Федеративная же направлена на благо общества и касается конфликтный вопросов.

Локк также утверждает о том, что не стоит разделять исполнительную и федеративную власть и передавать в руки разных лиц, т.к. обе эти ветви требуют для своего осуществления силы общества. В этом случает сосредоточение их в руках различных не подчиненных друг другу лиц может привести к беспорядку или гибели.

В целом, политические воззрения Локка представляют концепции естественного права и общественного договора и отражают в себе дух либерализма.

[1] Локк Дж. Сочинения: В 3 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1988. С. 263.

[2] Локк Дж. Сочинения: В 3 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1988. С. 319.