Книга – нечто гораздо большее, чем просто занятное времяпрепровождение. Порой хороший роман становится основой для фильма, который, в свою очередь, станет бессмертной классикой. Ну а также – очень многие читатели находят в некоторых книгах особую философию, вдохновение и даже смысл жизни...
На протяжении веков ряд писателей искренне сожалели о том, что их лучшие (во всяком случае, по их мнению) произведения не обрели должной популярности. Однако авторы, о которых пойдёт речь ниже, на протяжении всей своей жизни жалели об обратном: они были огорчены тем, что некоторые их произведения достигли культового статуса. И вот почему...
Джером Дэвид Сэлинджер – «Над пропастью во ржи»
Немногие книги повлияли на ход истории и психику миллионов подростков, как «Над пропастью во ржи» Джерома Дэвида Сэлинджера. Эта тревожная история депрессивного подростка Холдена Колфилда отразилась на поколениях.
Впервые опубликованная в 1951 году, она быстро стала классикой, и до сих пор продолжает продаваться сотнями тысяч экземпляров в год. Эмоциональная проницательность, лежащая в основе «Над пропастью во ржи», а также заразительное повествование Колфилда объясняют культовый статус романа. Персонаж настолько правдоподобен, что на самом деле легко спутать голос Колфилда с голосом самого Сэлинджера, что делает писателя загадочным героем для многих читателей.
Но как ни странно – Сэлинджер никогда не был в восторге от внимания, которое привлекла к нему его самая известная работа, и вскоре после её публикации он стал печально известным отшельником, отвергающим любые попытки адаптировать роман для экрана или сцены. А когда в 1980 году, после трагической гибели Джона Леннона, вокруг книги вспыхнули теории и слухи, её автор почувствовал дополнительный эмоциональный груз...
После того, как в 2010 году Сэлинджер скончался, стало известно, что писатель намеренно избегал публикации долгое время! Он оставил после себя подборку произведений, которые никогда не предназначались для публичного ознакомления...
Энтони Бёрджесс – «Заводной апельсин»
Классическая книга, вдохновившая на создание ещё более знаменитого фильма, «Заводной апельсин» британского писателя Энтони Бёрджесса до сих пор шокирует читателя, как и в 1962 году, когда она была впервые опубликована.
У этого романа крайне странная и жёсткая атмосфера, которая, к большому удивлению, пришлась публике по душе! Более того: необычная стилистическая демонстрация послужила источником вдохновения для легендарного режиссера Стэнли Кубрика. Кажется, мистер Бёрджесс мог спокойно наслаждаться лучами славы! Но...
Всю свою жизнь Бёрджесс искренне возмущался тем, что «Заводной апельсин» остался самой известной из его более чем 50 книг. Спустя годы он решительно отрекался от данного произведения, признавая, что написал его просто ради денег в течение трёх недель. Бёрджесс считал, что публика неправильно истолковала книгу, и что фильм Кубрика лишь добавил масла в огонь...
Льюис Кэрролл – «Алиса в Стране чудес»
Написать классику на все времена, которая будет будоражить воображение читателей ещё долго после того, как вас не станет, – это, безусловно, мечта любого писателя. Но для Чарльза Доджсона – он же Льюис Кэрролл – британского автора, написавшего бессмертные «Приключения Алисы в стране чудес» и его продолжение «Алиса в Зазеркалье», опубликованные в 1865 и 1871 годах, литературная слава была плохим призом за его художественный блеск.
Основанные на дочери его друга Генри Лидделла и изначально написанные для неё, эти романы стали неизбежны в викторианскую эпоху и позже, демонстрируя воображение, отсутствующее в большей части детской литературы того времени, и идеально сочетаясь с любовью той эпохи к «литературной чепухе». Однако сам Кэрролл обнаружил, что уровень славы, который принесли ему приключения Алисы, был слишком велик, чтобы вынести его.
В 2014 году на аукцион было выставлено письмо 1891 года, написанное Кэрроллом своей подруге по имени миссис Саймондс, в котором говорилось, что он сожалел о восхвалении, которое он испытал как известный писатель, до такой степени, что искренне жалел, что когда-либо написал эти произведения.
Питер Бенчли – «Челюсти»
Классический фильм Стивена Спилберга «Челюсти» – с его напряжённой музыкальной темой – стал одним из самых известных когда-либо выпущенных блокбастеров! На самом деле настолько, что многие и забыли, что фильм был основан на одноимённом романе писателя Питера Бенчли, опубликованном всего за год до выхода фильма в 1975 году. Роман был продан тиражом 20 миллионов экземпляров, а Бенчли также стал соавтором сценария для экранизации Спилберга. Но спустя годы писатель ощутил душевный груз...
Бенчли был полон глубокого сожаления по поводу того, как популярный фильм внушил публике страх перед акулами, признав, что изображение морских существ как неизменно опасных хищников было совершенно ложным. Бенчли даже стал известным борцом за сохранение акул, которое он продвигал на протяжении всей своей жизни. На закате дней писатель фактически полностью отрёкся от своего романа, заявив:
«Эта книга – абсолютная выдумка! Зная то, что я знаю сейчас, я никогда не смог бы написать эту книгу сегодня...»
Стивен Кинг – «Ярость»
«Король ужасов» Стивен Кинг не проявлял особого интереса к тому, как его романы могут повлиять на умы миллионов его читателей. От «Сияния» до «Кэрри», от «Мизери» до «Кладбища домашних животных» – Кинг снова и снова создавал произведения, которые продолжают будоражить человеческую психику... Но в то время как большинство романов, опубликованных в течение долгой карьеры Кинга, продолжают находить новых читателей, есть один, который сам автор решил скрыть: роман 1977 года «Ярость», опубликованный Кингом под псевдонимом Ричард Бахман.
В романе рассказывается история Чарли Декера, школьника-подростка, который приходит в школу и проливает кровь. Расправившись с учителями, он держит в заложниках одноклассников. Довольно мрачная история, но вскоре она приобрела реальные очертания...
Считается, что «Ярость» связана с рядом потенциальных преступлений! Один виновник стрельбы в школе даже хранил в своём шкафчике копию «Ярости»! По словам Кинга, все эти события привели его к бессонным ночам и мучительным размышлениям. Автор ощущал влияние своей работы на события реального мира. Всё дошло до того, что Кинг в итоге отозвал книгу из публикации, заявив, что сделал это с чувством «облегчения».