Про Афанасия Никитина - тверского купца, который в 15 веке посетил Индию, пожил там, и вернулся обратно, привезя замечательные воспоминания, мы все знаем.
А вот про нашего героя, который в 18 веке жил и работал в Индии - не знаем вообще ничего. Даже то, что этот человек вообще существовал.
В те времена богатую Индию окучивали англичане. Однако и русские тоже присматривались к этой стране. В частности, к ней присматривался Павел Первый. И даже секретно готовил Индийский поход, реализации которого помешала его насильственная смерть.
Так вот наш герой по приказу Павла туда и направился. На месте посмотреть что к чему.
Звали его - Герасим Степанович Лебедев (1749-1817 гг.)
Поскольку никаких портретов от него не осталось, иллюстрировать материал я буду картинами Рерихов.
В этой истории много мутного и непонятного. Основные факты известны по рассказам самого Лебедева, и логика в них не всегда прослеживается.
Родился он под Ярославлем в семье священника. До 15 лет был неграмотен, якобы по "утеснению отца". Потом каким-то образом сразу и грамоту освоил и музыкантом стал. Причем, освоил сразу виолончель.
Дальше еще загадочнее. В 1775 году в Неаполь отправляется русское посольство и наш музыкант попадает в него, поскольку всегда мечтал путешествовать. Далее посольство, из-за международной обстановки, застревает в Вене, но нашему музыканту высокопоставленные русские послы дают кучу рекомендательных писем, и он продолжает путешествовать по Европе один, как музыкант, просто потому что ему так хочется.
Какой-то момент не договаривается... Вы представляете вот такого виолончелиста из глубинки, под чьи прихоти подстраиваются русские послы?
Дальше - больше.
В 1882 году в Париже его представляют наследнику престола Павлу и его супруге, которые путешествуют инкогнито. И Павел, якобы, повелевает ему отправиться в Индию.
То есть простого музыканта представляют наследнику престола и тот ему открывает свои секретные планы и отправляет туда, где русских людей так-то и не было, кроме Никитина в 15 веке... Мне одной кажется это странным?
При этом Лебедев уже говорит на куче иностранных языков, и отлично - на английском.
В Англию он и отправляется после разговора с цесаревичем, а оттуда, в 1785 году, отплывает в Индию, благо англичане в эту страну плавали как к себе домой.
Он прибывает в Мадрас и там его местное начальство встречает как родного. Причем - благодаря покровительству Павла (!). Начальство при этом, заметим, английское.
С ним, как с музыкантом, заключают контракт на 2 года - и 2 года он живет в Мадрасе, выступая на разных местных мероприятиях.
Однако Лебедев зачем-то стремится в Бенгалию. В 1787 году он переезжает в Калькутту и застревает там на 10 лет.
Он работает музыкантом, и начинает изучать местные языки (санскрит, бенгали, хинди). Взамен он обучает местное население европейской музыке. Так же он на концертах исполняет и местные мелодии на европейских музыкальных инструментах, что тогда было диковинкой.
В Бенгалии в 1795 году он открывает на свои средства европейский драматический театр. Для него самолично переводит несколько английских пьес на бенгальский язык и сам пишет музыку к спектаклям. Играют в театре местные, "лицемерные" бенгальские актеры.
Так, при помощи русского авантюриста, родился современный индийский театр. Естественно, Лебедевым руководило желание заработать денег, а не идея приобщить местное население к европейской культуре.
Первое же представление принесло просто оглушительный успех. Постепенно в театре стали играть спектакли не только на бенгальском, но и на английском языках.
Это было пиком жизненного успеха Лебедева. И после этого успеха дела его стремительно покатились под гору.
Успех его театра не нравится англичанам - и театр внезапно сгорает. Самому Лебедеву устроили форменную травлю. Богатые англичане, у которых дома он давал уроки музыки, ему не заплатили. Он подал в суд - но английские адвокаты отказывались вести его дело. Зато на него подали кучу исков бывшие сотрудники театра - из числа обслуживающего персонала - якобы, он не оплатил их услуги. Взывания его о помощи к российским посланникам, с которыми он был знаком, остались без ответа.
Короче - человек в итоге своей успешной инициативы остался в долгах, нищим, брошенным на произвол судьбы в чужой стране, и в страшно подавленном состоянии.
Вообще, надо сказать вам удивительное. Позже, ровно в таком же состоянии оказывались брошены родимой страной и другие наши путешественники. Миклухо - Маклай и Пржевальский. Была этим так потрясена, что даже хотела написать отдельную статью - но скажу здесь.
О деятельности Миклухо - Маклая знал весь мир, а в России он был совершенно неизвестен. И когда на определенном этапе он попал в переплет, среди своих папуасов - его просьбы о помощи были встречены российским обществом и руководством никак. Пришлось выбираться самому.
Ровно то же самое было и с Пржевальским. Который метался в далях во славу Отечества, а когда пропал однажды - Отечество и не собиралось его искать. Как искали, к примеру, англичане своих пропавших путешественников. Пржевальскому тоже пришлось выживать совершенно самостоятельно.
Короче говоря, все, чего добился Лебедев в итоге - это билет на корабль из Индии. И сел он на этот корабль с одною виолончелью, практически без денег, и с несколькими индийскими рукописями в багаже.
Доплыл до Кейптауна, это был 1898 год, и застрял там, поскольку деньги закончились. Пришлось зарабатывать старым испытанным способом - в качестве заезжего музыканта. Так, давая концерты по пути, он в 1799 году сумел добраться до Лондона. А в 1801 году - и до России.
Не буду утомлять вас подробностями его мыканий, скажу только, что в Россию вернулся уникальный человек. Единственный из наших соотечественников, который много лет прожил в Индии, знал эту страну, ее культуру, ее основные языки. И он готов был этими знаниями делиться. В Англии за свой счет он издал первую на европейском (английском) языке грамматику индийских диалектов. А в России ходатайствовал о том, чтобы ему выделили средства на публикацию огромного массива знаний, которые он с собой привез.
Как вы догадываетесь - это оказалось никому не нужно.
Александр Первый пытался приткнуть его в Академию наук, но Академия как то не обрадовалась такому члену. Тут же царю доложили, что и жалование он назначил Лебедеву слишком высокое, и чтобы принять его в академики надо его знания оценить - а таких специалистов нет... В общем дело замяли, а Лебедева устроили обычным переводчиком (с английского!) в МИД.
Он потом трепыхался параллельно что - то систематизировать и опубликовать из накопленных а Индии знаний, и в итоге ему дали немного денег на типографию, которую он потом обслуживал за свой счет и совершенно из-за этого разорился.
Что-то он успел опубликовать, никому особо не нужное - стихи бенгальских поэтов в своем переводе, очерки об Индии (экономика, география, культура)... Но все это без помощи, с надрывом, с большими личными тратами и денег, и энергии, и здоровья, и в общем - как бы для самого себя...
Так он и умер.
Ни его составленные словари, ни переводы, ни грамматики никому были не нужны. Свои знания он унес с собой, а то, что успел записать - было утеряно. Типография его развалилась и сгинула.
То есть была у царя идея - послал царь человека в дали, человек жизнь свою в этих далях положил, указ выполняя, а потом его просто забыли и переключились на другое.
И царь к идее охладел, а потом ему и не до Индии было, и преемнику это было не нужно, и ради чего все - непонятно. А жизнь прошла.
Зато потом, при случае, начали Лебедева вспоминать - вот, мол, еще с каких пор русско-индийская дружба ведет начало...
Как-то так все. Как обычно, можно сказать...
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.