Найти тему
Культур-трегер

Как королева Франции Анна Ярославна "пустилась во все тяжкие" после смерти супруга

Слава о красоте дочери Великого князя Ярослава Мудрого достигла даже Западной Европы. Поэтому король Франции Генрих I решил взять Анну в жены после смерти первой бездетной супруги.
Слава о красоте дочери Великого князя Ярослава Мудрого достигла даже Западной Европы. Поэтому король Франции Генрих I решил взять Анну в жены после смерти первой бездетной супруги.

Первую половину жизни знаменитая королева Франции Анна Ярославна прожила как добропорядочная супруга. Хотя разница в возрасте между супругами была около 25 лет. Анна выполнила свое предназначение и подарила Франции наследника престола.

Однако после того как в 1060 году Генрих I неожиданно скончался, еще молодая и красивая Анна Ярославна (королеве было около 25-30 лет), что называется, "пустилась во все тяжкие".

Не выждав положенного по этикету траура, она оставила детей (младшему из них было 7 лет) при дворе и почти сразу же повторно вышла замуж за одного из богатейших феодалов Франции - графа Рауля де Крепи.

В некоторых французских хрониках есть путаные намеки на то, что граф Рауль на самом деле похитил вдову Генриха I во время охоты в Санлисском лесу, поскольку давно и безнадежно был влюблен в нее.

Скорее всего, эти поздние измышления являются попыткой оправдать этот скандальный брак, т.к. крайне сомнительно, что даже самый могущественный феодал мог сделать своей супругой королеву(!) без ее согласия.

Как бы то ни было, но этот брачный союз шокировал даже невзыскательный и грубоватый французский двор тех лет тем, что королева Франции (и мать правящего короля!) вышла замуж за вассала своего покойного супруга.

Кроме того, граф Рауль де Крепи стал фактически двоеженцем (что было грехом во все времена, а уж в XI веке и подавно) поскольку его брак с Алиенорой "Хакенезой" не был официально расторгнут.

Для того, чтобы избавится от надоевшей супруги, графу де Крепи пришлось обвинить ее в супружеской измене и выгнать из замка. Все это сопровождалось скандалами и взаимными оскорблениями, которые разворачивались буквально на виду у всей Франции.

В результате оскорбленный нарушением человеческого права и Божьего закона (contre jus et fas) архиепископ Реймсский Роже сообщил о свершившемся "прелюбодеянии" Папе Римскому Александру II осенью 1061 года.

В послании прелата были строчки, что "Наша королева вступила в новый брак с графом Раулем", вследствие чего "Король (старший сын Анны Ярославны Филипп) и весь двор в большом горе".

При этом законная жена графа Рауля Алиенора также обратилась с жалобой на поруганную честь в Рим. По итогам рассмотрения этих жалоб Папа Римский признал брак графа Рауля и Анны Ярославны незаконным.

Влюбленным было приказано жить раздельно, а графу Раулю принять обратно свою законную супругу Алиенору.

Но Анна и Рауль демонстративно проигнорировали папское требование. После чего Александр II отлучил графа де Крепи от церкви. Но эта суровая церковная кара не произвела на влюблённых ни малейшего впечатления.

Скандальная чета продолжила жить вместе, как ни в чем не бывало. Вероятно, такая неслыханная наглость была связана с тем, что и Анна, и Рауль были очень богаты (их совместные земли были вторыми по размеру после собственности правящего короля Франции) и могли (конечно, до поры до времени) не опасаться угроз из Рима.

Отлучение от церкви было снято с графа Рауля только после смерти Алиеноры (после 1063 года) следующим папой Григорием VII.

Как видим влюблённые не только выстояли против внешних угроз, но еще и смогли посрамить своих врагов.

Грамота Французского короля Филиппа I (около 1063 года), на которой сохранилась кириллическая подпись Анны Ярославны: "AHA РЪИНA". Копию этого документа подарили Николаю II во время визита Францию в 1896 году.
Грамота Французского короля Филиппа I (около 1063 года), на которой сохранилась кириллическая подпись Анны Ярославны: "AHA РЪИНA". Копию этого документа подарили Николаю II во время визита Францию в 1896 году.

Это история говорит о том, что Анна Ярославна была не только очень привлекательной женщиной (ради которой ее мужчина не побоялся сурового церковного наказания), но и, судя по всему, обладала еще и незаурядным авантюрным характером.