Всегда интересно рассмотреть историческое событие через призму воспоминаний его очевидцев. Итак, срочное сообщение с пометкой молния из Санкт-Петербурга!!! 3 мая 1908 г. статья в ″Daily Mail″: ″В Петербурге и Царском Селе каждый дом украшен флагами: шведскими сине-желтыми и русскими триколорами. Все церковные колокола звонят. Во всех церквях поют о свадьбе принца Вильгельма Шведского и Великой Княгини Марии Павловны. Церемония в Царском Селе проводится с великолепной пышностью. Император и все его королевские гости были в блестящих нарядах. Сотни придворных дам носил красивые исторические русские платья, длинные шлейфы, расшитые золотом, и причудливый головной убор, из которого тюлевые вуали ниспадали до пят.
Приглашённые дамы удивляли обилием великолепных ожерелий из бесценного жемчуга и бриллиантов. Вошёл принц Вильгельм в шведской военно-морской форме. Высокий, светлый, стройный и красивый жених с Великой Княгиней Марией, самой прекрасной невестой. Она была одета в платье из серебряной парчи, накидку из тёмного бархата, отороченного горностаем. Невеста носила корону, от которой спускалась фата. На празднике был устроен большой банкет.″
Великая княгиня Мария Павловна была дочерью Великого князя Павла Александровича и его первой жены, принцессы Греции и Дании Александры. Марии было всего два года, когда умерла её мать. После неоднозначного второго брака отца, она и её брат Дмитрий были переданы под опеку своего дяди, Великого князя Сергея Александровича и его жены Великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
В 1907 г., когда Марии было шестнадцать, Елизавета Фёдоровна выбрала ей мужа из королевской семьи. Принц Швеции Вильгельм был вторым из трёх сыновей короля Густава V и королевы Виктории Баденской. Вильгельм посетил Россию во время пасхальных каникул в 1907 г. и через день после знакомства с Марией за семейным ужином сделал предложение руки и сердца. После того как отец Вильгельма и двоюродный брат Марии дали своё разрешение, в июне было объявлено о помолвке пары.
На следующий год состоялись грандиозные императорские свадебные торжества. Каждый элемент церемонии был регламентирован до мельчайших деталей, а образ невесты был одним из самых обсуждаемых вопросов в обществе того времени. Большое значение придавалось свадебному убранству невесты. ″Свадебный дресс-код″ был установлен императором Николаем I в 1834 г. и распространялся не только на главных участников церемонии, но и на гостей.
Дизайн свадебных платьев был одинаковым, но допускались определенные корректировки фасона, вышивки и отделки с учётом веяний моды и вкуса невесты. Свадебные платья шили из серебряной парчи, украшали драгоценными камнями и вышивкой. Двумя обязательными аксессуарами были длинный шлейф и горностаевая накидка. Такой наряд невозможно было надеть без помощи фрейлин.
Во время церковной церемонии невеста должна была носить венчальную корону с бриллиантовой тиарой, а также бриллиантовые серьги и ожерелье. Венчальный венец Романовых имеет форму кокошника с огромным розовым бриллиантом в центре. Украшение состоит из 175 крупных индийских бриллиантов и более 1200 мелких алмазов круглой огранки. Центральный ряд украшен крупными, свободно свисающими бриллиантами в виде капель.
За тиарой помещалась венчальная корона Романовых, изготовленная в 1840 г. с использованием алмазов, взятых из украшений, принадлежал Екатерине Великой. Камни прикреплены к раме, покрытой малиновым бархатом, с клапанами у основания, позволяющими закрепить их в волосах невесты.
Бриллиантовые серьги-вишенки, свисавшие с мочек ушей Марии, также были из ювелирной коллекции Екатерины Великой. Из воспоминаний Марии Павловны: ″Серьги так оттягивали мне уши, что посередине банкета я их сняла и, весьма позабавив императора, повесила на край стоящего передо мной бокала с водой.″
Невероятное бриллиантовое колье, нанизанное на шелк, украшено огромными камнями, ограненными еще при Екатерине. Самый крупный из камней ожерелья весил 32 карата. На запястье Марии был надет четырехрядный бриллиантовый браслет, изготовленный в Санкт-Петербурге в девятнадцатом веке. Как и колье, браслет нанизан на шелк, что делает его невероятно гибким в носке.
И последнее, но не менее важное: брошь-застёжка для бархатной мантии невесты, украшенной мехом горностая. Брошь инкрустирована бриллиантами различных форм и размеров.
Всего королевский свадебный наряд весил 25-30 кг. Просто стоять на месте весь день было трудной задачей, не говоря уже о передвижении! Иногда невесты так утомлялись, что их приходилось носить на руках.
К сожалению, супружеская жизнь пары оказалась не такой роскошной и счастливой, как свадебная церемония. У пары родился сын принц Леннарт. В 1914 г. после многих лет несчастья, Мария благополучно добилась развода. Она снова вышла замуж и родила ещё одного сына князя Романа Сергеевича Путятина. После Февральской революции 1917 г., Мария Павловна остаток своей жизни прожила в изгнании.
Императорские свадебные драгоценности также были растеряны. Венчальная диадема Романовых до сих пор хранится в Алмазном фонде Кремля. Венчальная корона нашла своё пристанище в музее Хиллвуд в Вашингтоне. Ожерелье было продано и его местонахождение неизвестно. Похоже, браслет постигла та же участь. Серьги-вишенки можно увидеть в коллекции Алмазного фонда в Москве.