4.2. Влияние монгольского ига на формирование государственности Руси
Московская Русь была небольшой провинцией Великой Монгольской империи и составляла лишь малую часть «Улуса Джучи» – одного из четырех Улусов, составлявших империю. Батый, существенно расширил западные границы Орды, построил западную столицу Сарай-Бату. Помимо основной столицы Орды – Каракорума была образована и Восточная столица Хан-балу (Пекин).
До прихода монголов многочисленные удельные русские княжества не представляли единого государства были в распрях и постоянно воевали между собой. Угроза ханского гнева сдерживала «забияк» и строптивых князей. Под влиянием монгольского владычества, управляемые общим для всей империи сборником законов Чингисхана – «Джасаком», русские княжества и племена были слиты в единое государство под властью Московского великого князя. После распада Золотой Орды многие народы присоединись к Московскому государству – образовалась Российская империя.
Татары каждые 10 лет в течении первых 35 лет проводили перепись населения Руси и подать собирали представители хана с отрядами монголов, наводивших ужас на население. Затем московский князь был обязан собирать и доставлять дань и был наделен ханом властью полномочного руководителя и судьей всех русских князей.
Летописец рассказывает, что, когда дети Калиты по смерти отца в 1341 г. явились к хану Узбеку, тот встретил их с честью и любовью и «обещал никому мимо их не давать великого княжения. Из них, Семену, получившему великое княжение, даны были «под руки» все князья русские, ему были подручные князья рязанские, ростовские и даже тверские».
Аналогичная ситуация прослеживается и по Китаю. Объединенный по монгольскому «Джасаку», под монгольским владычеством Китай становится впервые единой державой.
По моему мнению, фактически, Великие Российская и Китайская империи созданы монголами и принципы устройства их государственности также определены «Джасаком» Чингисхана. В то время как удельная раздробленность Западно-Европейских государств, сохранивших после похода Батыя большую автономию, продолжала оставаться до 19 века. В частности, Германские удельные княжества – «Земли» объединились в единое государство Германию только в 1874 году, а Россия, Китай и Персия были объединены монголами в единые государства в 15-16 века.
На территории Монгольской империи (Золотой Орды) неукоснительно соблюдалась строгая соподчиненность в административно-политическом отношении от воина и простолюдина до князей и темников, от них до наместников, удельного хана и до Великого Императора. Вот почему российское самодержавие не имеет себе повторения на Западе.
Таким образом, почти 300-летнее управление монголами покоренными народами по своду законов Чингисхана, фактически, предопределили на Руси на многие века вперед её государственное устройство и самодержавное управление по уложению «Джасака» Чингисхана. Этим, я считаю, и определяется многовековой антагонизм государств Западной Европы, США и Великобритании (устройство которых основано на принципе разделяй и властвуй) в отношении России, Китая и Ирана (Персии) (созданных монголами на принципах создания единовластия).
Нередки случаи участия русских воинов и во главе с князьями в походах Орды.
В Китайских летописях 1332 года упоминается:
- что великий хан Тоб-Темур имел особый полк русских воинов, которых называли «во веки веков верная русская гвардия»;
- что в царствование Кубилай-хана имелся в Пекине отряд русской лейб-гвардии, при внуке этого хана русская гвардия была наделена участком земли к северу от Пекина;
- в знаменитой Куликовской битве, по приказу Великого хана Тохтамыша, все русские князья со своими дружинами во главе с Великим Московским князем Дмитрием Ивановичем разгромили Войско Мамая при поддержке двух армий Тохтамыша.
Из-за отсутствия на Руси сильной центральной власти большой торговый путь, так называемый «из варягов в греки» в нижнем течении Днепра стал после смерти Владимира Мономаха подвергаться нападениям и разграблению кочевниками Южно-Русских степей. И только сильная монгольская власть, частью уничтожившая, частью покорившая этих кочевников обеспечила безопасность торговым караванам и мощному расцвету торговли из Руси в Среднюю Азию, Монголию, Китай и до Индии.
В течении около трехвекового вхождения Руси в состав Монгольской империи, несомненно, жизнь взаимно влияла на русских и монголов. Азия того времени культурно и технически стояла много выше не только Руси, но и запада. И русские люди проникали глубоко в Азию, известно, что русские жили не только в Сарай-Бату, Сарай-Берке, но и даже в Каракоруме и в Хан-Балу (Пекине), где они имели свои кварталы и христианские церкви, епархии. Монголы всемерно покровительствовали православной церкви и православие свободно вздохнуло и укрепилось на Руси во время монгольского владычества. И это в эпоху ожесточенных религиозных гонений в Европе с крестовыми походами и поголовным уничтожением иноверцев. В 1270 году хан Менгур-Тимур издал следующий указ: «На Руси да не дерзнет никто посрамлять церковь и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиреев, иереев и т.д. Свободными от всех податей и повинностей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства. Все это принадлежит богу и сами они Божьи. Да помолятся они о нас». Хан Узбек еще более расширил привилегии церкви.
Монгольское владычество помогло Московскому князю – «слуге ханскому», сделаться полновластным хозяином своего удела – Московского улуса, то есть превратить Московское княжество в Великое Государство Московское. И это государство оказалось точной копией монгольской империи.
Что естественно, территория Джучиева Улуса-Белой Орды, фактически и образовала основную часть будущей Российской империи. И ряд золотоордынских Белых царей и темников 13-14 веков в качестве распорядителей судьбами Руси были в последствии сопоставляемы народами Монгольской империи с образами сменивших их русских императоров – Белых царей 16-19 веков.
4.3. Особенности международно-правовых отношений Руси с Ордой
Монголо-татарское завоевание Руси в 1236-40годах, приведшее к ликвидации Древнерусского Киевского государства и порабощению княжеств Северо-Восточной Руси, закончилось без всякого заключения мира, без правового оформления итогов войны и даже без письменной фиксации самого акта порабощения русского народа – автоматическим превращением всей русской территории в бесправную, вассальную данницу Орды.
О Киеве
Киевские русичи, т.е. современные украинцы, еще до захвата их территории московитами в XVI веке, много лет подчинялись Великому княжеству Литовскому. По свидетельству посетившего город шесть лет спустя Плано Карпини, столица Руси превратилась в городок, насчитывающий не более 200 домов. Когда монголы завоевали восточную и южную части Киевской Руси, оставшиеся русские князья стали искать защиту у литовских правителей. В 1299 году Киев утратил свой последний столичный атрибут – резиденцию митрополита. В 1362 году город был окончательно присоединён к Литве.
Даже сам размер дани и то не был никогда (письменно) зафиксирован и менялся в зависимости от численности населения Руси (устанавливаемого ордынскими переписями), а также от стабильности самих партнеров русско-ордынских отношений (как русских князей, так и ордынских ханов, то есть от их реальной экономической и политической силы) в каждый исторический период.
Таким образом, самой главной, самой своеобразной и самой бросающейся в глаза чертой русско-ордынских отношений было отсутствие их юридического, письменного оформления каким-либо двусторонним документом – договором, соглашением, вассальным обязательством и т.д.
Эта черта международно-правовых отношений Руси и Орды оказалась не только характерной для конкретного момента полного военно-политического поражения Русских государств в 1237-1240 годах, но и для всей последующей истории русско-ордынских отношений, которые за все время своего 250-летнего существования и эволюции ни разу не оформлялись в какие-либо письменные формы двусторонних соглашений, не носили документального, юридически оформленного, строго фиксированного характера. И именно это обстоятельство выделяло, делало уникальными русско-ордынские отношения в истории русской внешней политики.
Все договоренности русских князей с Ордой были устными.
Князья, владельцы отдельных княжеств, как великих, так и удельных, вотчинных, регулярно (фактически – ежегодно) ездили в Орду, в Ставку ханов, по любому поводу и в связи с любым событием двусторонних отношений: по личным вызовам ханов, для привоза дани, с жалобами друг на друга, с просьбой разобраться в споре, для утверждения в своем уделе или с претензиями на чужой удел (княжество) и т.п.
Все дела, ради которых эти князья отправлялись в ханскую Ставку, решались там – рано или поздно – исключительно устно – при личном свидании с ханом или с его мурзами.
Мурза – русский термин для обозначения татарских титулованных дворян, составлявших третью степень татарской аристократии после огланов – то есть всех родственников ханов и их потомков, и князей – крупных татарских феодалов, не связанных происхождением с ханскими родами. Термин "мурза" произошел от искаженного русскими эмир-заде (мирза, позднее – мурза), который носили высшие чиновники управления ханской и улуской администрации.
Отсюда частое сообщение летописей, что князья либо оговорили друг друга, либо выпросили у хана то, что хотели, либо клялись своим честным словом или обещали клятвенно то-то и то-то. Никогда, ни в один период в течение двух с половиной веков летописи не сообщают, что тот или иной князь подписал тот или иной документ, то или иное письменное обязательство.
И дело было не только в том, что как многие князья, так и многие ханы были попросту неграмотными. Ведь ханы оформляли при помощи ученых писцов договоры и соглашения и с Генуей, и с Византией, и с Египтом, подписывали с этими государствами и мирные договоры, и брачные контракты, т.е. находили возможность вступать в письменные юридически канонические международно-правовые отношения с другими, уважаемыми государствами.
В отношении же Руси все эти цивилизованные формы двусторонних сношений настойчиво и последовательно игнорировались, упорно не использовались. На это поразительное обстоятельство почему-то никогда не обращали внимания ни русские историки, ни юристы, изучавшие историю права.
Между тем отсутствие письменно закрепленных любых обязательств ставило вопрос о гарантиях выполнения их русскими князьями. Эти гарантии вместо письменных, юридических принимали архаический облик вещественных гарантий, причем в самых варварских формах.
Так, наряду с привозом лично князем собранной дани в виде звонкой монеты, или золота и серебра в слитках, князья давали гарантии своей вассальной верности, либо посылая в Орду своих сыновей и младших братьев, племянников в качестве постоянных заложников (иногда на срок 5-8 лет), либо приезжая лично, с женами и детьми, во временное распоряжение хана, чем доказывали готовность рискнуть покинуть свое государство.
При этом ханы не предоставляли никакого эквивалента гарантий безопасности князьям. Очень часто их в Орде просто казнили или отнимали у них вотчину и передавали ее другому князю, или же требовали помимо дани и еще других знаков вассальной зависимости, например, дополнительных подарков (сверх ежегодных, постоянных). Эти "подарки" бывали порой чрезвычайно обременительны.
Таким образом, все виды русских гарантий носили вещественный, а не письменный характер (дань, аманаты-заложники, подарки), т.е. все русские гарантии были физически осязаемыми – их можно было и увидеть, и пощупать.
Ханских же, ордынских гарантий (например, не воевать, не казнить, не налагать непомерную дань) не существовало никаких – ни письменных, ни словесных. В этом проявлялся вполне конкретно и наглядно неравноправный характер русско-ордынских отношений на всем протяжении двух с половиной веков. Даже в период явного ослабления Орды отмеченный характер русско-ордынских отношений не был изменен. Он все 250 лет оставался неравноправным для Руси. И на Руси с этим свыклись настолько, что никогда не протестовали против этой формы отношений, и даже историки проходили мимо этого факта, замечая лишь количественные, а не качественные факты порабощения – размеры дани, число аманатов, количество и суммарную ценность (стоимость) подарков.
Единственным исключением, да и то лишь в кратковременный 30-летний период XIV в. (1330-1360 годы), то есть в период временного прекращения ордынских набегов на Русь, было появление элементов договорных отношений между Ордой и Русью в отношении сохранения стабильности государственных границ, то есть договоренность (письменная и устная) об установлении пограничной линии (полосы), разделяющей два государства. Эта договоренность, отраженная в документах, касалась не политической или военной сферы, а лишь фиксировала определенные, уже длительно сложившиеся территориальные реалии и закрепляла уже установившиеся разграничения территориальных владений.
Цель этих договоренностей была исключительно прикладная – быть руководством для пограничной стражи. И тем не менее это были международно-правовые договоренности, хотя и ограниченные, и единственные за все 250 лет.
Между тем общий характер бесписьменных, юридически не фиксируемых и односторонне неравноправных русско-ордынских отношений коренным образом менял всю систему представлений у многих поколений русских государственных мужей о международных внешнеполитических постулатах и нормах.
У крепости
Русские князья оказывались лично зависимыми от Орды, как крепостные, они привыкли к рабскому, унизительному положению, они культивировали приспособленческую психологию "двух моралей" и переносили, передавали все это уродливое и рабское в свои государства, практикуя затем на боярах, на дворянстве и особенно на своем народе те же самые приемы, которые применялись по отношению к ним в Орде.
Представления о нормах права, как международного, так и государственного, а тем более личного – на несколько столетий были совершенно исключены из системы мышления русского народа. Его систематически приучали, воспитывали в обстановке последовательного, целеустремленного бесправия.
Таким образом, юридические, правовые нормы, вошедшие через римское право в обиход средневековых европейских государств, не только не имели никаких корней в России, но и не смогли привиться и позднее, когда средневековье окончилось в Европе, а в России исчезло монголо-татарское иго. Для правовых норм любого характера в России просто не оказалось почвы, ибо любые юридические, правовые, фиксированные отношения были фактически дискредитированы, как чужие и чуждые русским условиям, самим двухсотлетним опытом их полного отсутствия при ордынском иге.
Таков был один из важнейших исторических результатов господства Орды над Русью. Ясно, что все это создавало не только препятствия на пути развития русской государственности, придавало этому развитию уродливо-извращенные, чисто рабские черты, но и оказывало огромное негативное воздействие на формирование психологии русской нации в целом, причем как общественной, так и личной психологии.
Что же касается политических (или квази-политических) отношений Руси с Ордой, то в создавшихся специфических условиях правового бесправия русской стороны они принимали форму односторонних действий ордынской стороны, то есть своего рода "одностороннего движения". Активной, инициирующей стороной всегда была Орда.
Русские князья в основном ограничивались той или иной реакцией на ордынские инициативы. При этом характер русской реакции, "русского ответа" всегда отражал реальное соотношение сил: военных, политических, экономических. Только на первых порах, в XIII веке, русская реакция на ордынское давление могла носить спонтанный характер. С конца XIII - начала XIV века и русские князья, и русский народ уже приучились соразмерять свое отношение к Орде и свою вассальную политику со своими реальными силами и уметь демонстрировать "покорность", когда это было нужно.
Так как основным "инструментом" осуществления внешнеполитических целей политики Золотой Орды была армия, т.е. организованная военная сила, то военные походы Орды дают возможность увидеть, как проводилась эта внешняя политика в действии, в частности, вся совокупность карательных походов, набегов и войн между Ордой и Русью рисует в сжатом, последовательном и конкретном виде все не только военные, но и внешнеполитические русско-ордынские отношения.
Между тем полного, хронологически точного списка походов Орды на Русь русскими историками никогда не составлялось. Более того, не желая фактически заниматься чрезвычайно трудным, кропотливым и якобы "нетворческим", механическим выявлением и регистрацией всех походов Орды, многие историки объявляли последовательное хронологическое изложение событий якобы "непродуктивным", "неоправданным" и отказывались от этой формы конкретного исторического исследования (как и от составления полного перечня правления ханов) Золотой Орды
Идеологическое место Орды в мировом сообществе
Монгольское завоевание не было нашествием диких орд, как это представлялось под влиянием навязанной романо-германской устаревшей версии. Монголы не были ни «варварами», ни «дикарями», иначе, что очевидно и неоспоримо, они не могли бы одержать победу над народами двух континентов и создать небывалую в мировой истории Империю. Европейские ученые утверждают, что в войне побеждает более культурный и продвинутый во всех отношениях противник тем самым противоречат себе, называя монголов варварами и дикарями.
Каждая культура имеет свои идеалы, их характеризующие:
- у древнегреческой культуры идеал – мудрец;
- у Римской идеал права – гражданин;
- у христианской культуры в идеале – святой, аскет;
- у азиатской (буддийской) культуры идеал – богочеловек;
- у монгольской культуры – царство вселенной, (монголосфера);
- у современной Западной культуры идеал – капитал.
Монголы свою удивительную военную организацию создали сами на основе вековых традиций. На своем родовом быте они создали крепкую государственную организацию, а административную, финансовую и податную систему заимствовали от китайцев. Монголы создали самую совершенную армию изо всех когда-либо существовавших, самую дисциплинированную и наилучшим образом организованную. Она была прекрасно вооружена и снаряжена, имела постоянные обученные кадры и строгую служебную иерархию. Техника её стояла на высоте своего века. Сам Чингисхан и его лучшие полководцы: Джебе-ной и Субедей-багатур историками, по справедливости, считаются военными гениями. Можно без преувеличения сказать, что они превосходят европейских великих полководцев – Александра Македонского, Юлия Цезаря и Наполеона как по размерам и числу своих побед и по полному отсутствию в их боевой практике поражений, так и по их достижениям, венцом которых было создание небывалой по величию империи.
Завершение Монгольского владычества
Куликовская победа Дмитрия Донского над Мамаем имела, фактически, моральное значение, военные же последствия её, несколько лет спустя были сведены на нет золотоордынским ханом Тохтамышем, который при поддержке Тамерлана (Тимура), восстановившего единство монголо-татарской державы, снова привел Русь в подчинение Золотой Орды, выразившееся в выдаче Дмитрию Донскому очередного ярлыка на великое княжение. Но, начиная с Иоанна Третьего, формально монгольское владычество (так называемое иго) было свергнуто, и великие князья княжили без ханского ярлыка. Однако полное прекращение зависимости Руси от татаро-монгол надо считать произошло к половине 16 века, после завоевания Иоанном Четвёртым (Грозным) Казанского и Астраханского царства (ханства).
Лев ОЛЬХОВОЙ.
Начало книги смотрите в файле «Золотая Орда» https://dzen.ru/a/ZGEMW14IjXaBVa--
Продолжение книги «Золотая Орда» следует в главе «Российскую империю основала Золотая Орда» - https://dzen.ru/a/ZG4QHbDjvQmEaVCY