Найти тему

Биография неравенства. Как различия в ресурсах влияют на образование и жизненные шансы

Оглавление

Социальное неравенство — одна из острейших и труднопреодолимых проблем современного мира. Неравенство снижает возможности и жизненные шансы людей. Однако коварство этого феномена проявляется еще и в том, что оно встраивается во многие другие социальные проблемы, усугубляя их. Например, такие, как доступ к образованию и развитие человеческого капитала.

Индивид оказывается на той или иной ступени социальной иерархии еще до рождения: стартовые условия определяются социальным положением его родителей. Затем во взрослой жизни человек сталкивается с другими проявлениями неравенства. Причем прослеживаются они не столько в разном объеме материальных ресурсов, сколько в разнице культурных установок: образ мышления и поведенческие практики во многом предопределяют стиль жизни, который впоследствии сложно изменить одним увеличением дохода.

Проявления неравенства и их последствия изучили ученые Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в рамках стратегического проекта «Неравенство».

Колыбель неравенства

Неравенство рождается вместе с ребенком. Стартовые условия — социально-экономический статус (СЭС) родителей — уровень образования, доходов, культурные запросы, их установки в отношении воспитания детей и соответствующие практики. В первые годы жизни малыша родители не просто задают ему оптику для познания действительности, но сами являются его главной реальностью. Важен и культурный аспект: в процессе воспитания дети воспринимают культурные ценности семьи, из которых в дальнейшем формируются их нравственные ориентиры.

Значимый фактор неравенства — состав семьи. В полных семьях отец и мать стараются развить у детей разные взаимодополняющие качества (например, отец — волю, мать — доброту и отзывчивость), в неполных — это сложно. С поступлением в школу у ребенка появляются новые агенты социализации — учителя и одноклассники. При этом ребенок «приносит» с собой в школу тот набор поведенческих установок, привилегий и ценностей, которые дала ему семья.

Образование неравенства

В сфере образования тоже наблюдаются диспропорции возможностей. В России — в соответствии с профильным законом — образование общедоступно. Это касается детских садов, школ, вузов и пр. И все же у нас — как и во многих странах — существует образовательная бедность, которая может затрагивать разные аспекты — от сложностей с посещением школы до некачественного преподавания. По сути, образовательная бедность означает трудности с доступом к хорошему образованию.

Еще один аспект неравенства — различия возможностей в сфере дополнительного образования: посещения кружков, секций, занятий с репетиторами и пр. В целом неравенство в образовании складывается из комплекса факторов: успеваемости учеников, доступности образовательных учреждений, социально-экономических показателей, человеческого капитала регионов и пр.

Бедность — главный источник неравенства возможностей. Среди факторов неравенства в образовании — не только разное социально-экономическое положение семей, но и дифференциация школ по статусу, территориальное неравенство и ограничение образовательных опций для сельских жителей. Особый сюжет — территориальное неравенство, весьма острое в условиях неравномерного финансирования регионов, радикальных различий инфраструктуры городов и сел. В сравнении образовательных возможностей школьников из разных регионов пересекаются две группы факторов: социальноэкономическое неравенство, а также региональные различия в доступе к образовательным ресурсам. В ряде регионов доступ к образовательным опциям весьма велик: там представлен широкий спектр возможностей, а социально-экономическое положение семей позволяет им финансово поддерживать обучение детей. Но есть и немало регионов, где оба эти показателя крайне низки. Исследователи отмечают, что в России неравенство в образовании нередко рассматривается как неизбежность, характерная для неоднородной по пространственному и экономическому развитию страны.

В России, как и во всем мире, государственные школы отличаются друг от друга. Параметры дифференциации — социальноэкономические характеристики семей, а также материальная и кадровая база школ. Есть прямая связь между благополучием районов и семей, живущих в них, с успехами, которые демонстрирует школа. В благополучных школах ученики показывают более высокие результаты. В целом дети из обеспеченных семей более успешны в учебе. На это влияет как материальное положение семьи, так и культурные установки — в обеспеченных семьях в среднем выше уровень образования родителей. Выходцы из таких семей чаще учатся в элитных школах.

Но гарантируют ли такие школы билет в успешное будущее? Не всегда. Школа дает ученикам не только знания. Важны приобретенные знакомства, культурные запросы, которые сформировала школьная среда, а также личные качества. Но дети из простых семей, попав в лицей или гимназию, в первую очередь получают знания. Социальная сегрегация учеников внутри школы зачастую препятствует приобретению других «активов». Поэтому элитное учебное заведение в этом случае не работает как социальный лифт. Однако если школе удается создать в коллективе общие ценности, поставив во главу угла учебу, то отношения среди учеников складываются лучше. В этом случае социальный лифт школы может сработать.

При этом статус школы не определяет успехи ребенка по умолчанию. Не менее важный фактор его успеваемости — семья. Многочисленные исследования показывают, что участие родителей в образовательном процессе хорошо влияет на достижения школьников.

Родительская вовлеченность в образование школьников — это весь комплекс отношений семьи с процессом, средой, субъектами академического развития детей, а также их убеждения, образовательные практики и мотивационные установки. Среди факторов участия родителей в образовании детей исследователи выделяют:

Социально-экономическое положение. Малообеспеченные семьи не могут создать детям комфортную среду для учебы. Успехи школьников едва ли поощряются, что снижает мотивацию учиться.

Собственный уровень образования. Если родители не имеют диплома вуза, они могут плохо ориентироваться в системе образования в целом — и тогда не могут помочь ребенку выбрать образовательную траекторию.

Образовательная политика школы. Степень родительского участия довольно сильно зависит от образовательной политики школы.

Родители могут способствовать поддержанию образовательного неравенства, например, если при выборе школы для ребенка ориентируются на социально-экономический статус состава учащихся. Образованные и обеспеченные родители стремятся отдать детей в престижные школы, где учатся ребята из таких же семей. Менее ресурсные родители не могут оплачивать подготовку ребенка к поступлению в элитную школу. На то, что в школах разного статуса, но с одинаковыми ресурсами ребята достигают различных успехов, ученые обратили внимание еще в 1960-х. С тех пор исследования в этой области продолжаются. Выделяют два аспекта, на которые влияет социально-экономическая композиция (СЭК) школы (средний статус ее учеников): успехи подростков в учебе и выбор образовательной траектории. Учащиеся школ с более высокой (СЭК) учатся лучше и более склонны продолжать образование в университетах.

Неравенство возможностей

Доступность высшего образования складывается из совокупности факторов: от наличия бюджетных мест до цен на жилье в регионе и развитости университетской инфраструктуры. Однако само решение поступать в вуз или остановиться на среднем профессиональном образовании (СПО) может сформироваться задолго до окончания школы. Тут особенно «влиятельны» социально-экономический статус (СЭС) семьи и социально-экономическая композиция (СЭК) школы.

Выбор после 9-го класса — получить СПО либо окончить школу и поступить в вуз — во многом определяет социально-экономическая композиция школы. Чем она выше, тем больше ее учеников намерены поступать в вуз. Но и положение семьи сказывается на образовательном выборе. Школьники из семей с низким социальным статусом, даже имея высокую успеваемость, чаще выбирают СПО и реже претендуют на высшее образование. Причем увеличение числа бюджетных мест в вузах не помогает бороться с неравенством в высшем образовании. Для многих выпускников, поступивших в колледж или техникум, такой выбор становится способом отложить поступление в вуз, к которому они оказались не готовы не только из-за положения семьи, но и из-за отсутствия продуманной стратегии поступления. В то же время, с 2010-х годов меняется отношение к СПО. Хотя диплом о высшем образовании по-прежнему престижен, но в случае сферы услуг и цифровых профессий колледж начинает выступать альтернативой вузу, поскольку позволяет более быстро и менее затратно получить профессиональные навыки и монетизировать их. Впрочем, спрос на СПО растет и в силу социально-экономического неравенства. Реальные доходы домохозяйств снижаются, из-за чего все больше школьников перестают рассматривать академический трек как доступный.

По материалам научно-популярного портала НИУ ВШЭ.

Подготовила
Ольга ПЕТРОВА
Фото из открытых источников

Наука
7 млн интересуются