Найти тему
ЗВЕНО

Многообразие металла в "кольчужке". Часть 1

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

В данной статье я не планирую говорить обо всех возможных разновидностях проволоки, которая применима в "кольчужке". Лишь хочу поделиться своим скромным опытом работы с различными материалами и сделать некоторые сугубо субъективные выводы.

Примечание: изначально статья задумывалась как единая, однако по мере работы над материалом стало понятно, что от попыток утрамбовать его в разумный объем одной публикации он выйдет крайне сумбурным, скомканным и перегруженным, поэтому в итоге статья обросла двумя частями.

В первую очередь, необходимо сказать, что глобально проволока, пригодная для кольчужного плетения, делится на две группы: проволока без покрытия и проволока с таковым. О последней из упомянутых и пойдет речь в первой части статьи.

Большинство видов проволоки с покрытием представляют из себя медный сердечник со слоем иного металла поверх него. Что касается типов покрытий, то их тоже два: plated и filled. И отличаются они способом производства. Если очень кратко, то:

  • plated - это гальваника (электролиз);
  • filled - это термомеханика (плакирование).

Если чуть подробнее, но не вдаваясь в детали физических и технических процессов, то plated - это условное напыление, а filled - покрытие базового металла тончайшим (хотя и не таким тонким, как plated) слоем/ листом иного металла под высоким давлением. Фактическая разница в дальнейшем использовании заключается в надежности и долговечности покрытия.

Казалось бы, стоит перевести эти понятия, но, признаться честно, для меня они оба - приставка "по-": позолота, посеребрение... Просто в уме нужно держать, какое именно "по-": plated или filled. Если совсем постараться, то можно сформулировать, например, как "медь с гальваническим покрытием серебра" или "медь, плакированная золотом". Знаю, что на некоторых сайтах (особенно интернет-магазинов) filled переводят дословно как "наполненный", но лично для моего субъективного уха "проволока, наполненная серебром" звучит немного несуразно. Тут каждый решает для себя.

Проволока черного цвета на медном сердечнике. Собственно, суть не в самом мотке, а в срезе на конце проволоки: на черном фоне лучше всего видно, что из себя представляет такой сердечник. 
Собственное фото.
Проволока черного цвета на медном сердечнике. Собственно, суть не в самом мотке, а в срезе на конце проволоки: на черном фоне лучше всего видно, что из себя представляет такой сердечник. Собственное фото.

С проволокой с покрытием я предпочитаю не работать уже очень давно. Пользовалась ей первые года три, когда только начинала, и то больше потому что на тот момент подходящий для "кольчужки" материал еще надо было найти, а этот вариант был самым распространенным и доступным (правда, если говорить о его стоимости, то доступным точно не в этом смысле). Проволокой filled, к слову, я не пользовалась: к тому моменту, как она начала мне встречаться, я уже успела отказаться от такого типа материала, поэтому и касаться ее в статье я не буду.

В моем ассортименте проволоки с покрытием побывали Rayher, Artistic Wire и Craft Wire в различных вариантах цвета и размерах 0,64 мм; 0,81 мм; 1,02 мм. На катушках Artistic Wire и Craft Wire вы увидите соответствующие им обозначения 22 ga, 20 ga, 18 ga, где "ga" - это сокращение от "gauge", можно перевести как "кaлибp", номер для обозначения толщины проволоки или листового металла. Не буду здесь подробно расписывать стандарты SWG и AWG для перевода "ga" в "мм" - таких таблиц на просторах сети огромное множество, да и на катушках толщина проволоки в мм обычно дублируется. У Rayher мне встречался стандартный "размерный ряд": 0,6 мм; 0,8 мм; 1,0 мм.

Artistic Wire и Craft Wire предоставляют большой ассортимент покрытий по цвету, оттенкам и фактуре, в то время как Rayher (по моему опыту) придерживается более классических вариантов.

Если взять за основу посеребренную проволоку этих производителей и попытаться распределить ее по надежности покрытия, то я бы сделала это так (по нарастающей к самому долгоиграющему):

  1. Artistic Wire;
  2. Craft Wire;
  3. Rayher.
Слева - Rayher, в центре - Artistic Wire, справа - Craft Wire.
Собственное фото.
Слева - Rayher, в центре - Artistic Wire, справа - Craft Wire. Собственное фото.

С точки зрения эстетики я бы тоже отдала предпочтение Rayher - она обладает более серебристым оттенком, приближенным к белому серебру. Artistic Wire на ее фоне отдает желтизной, а Craft Wire выглядит сталистой. При этом если у Craft Wire покрытие со временем просто истончалось, стиралось и сквозь него начинала проступать потемневшая медь, то Artistic Wire пару раз откровенно зеленела.

Если говорить о другом классическом покрытии, позолоте, то здесь большого опыта у меня нет, поскольку я имею тенденцию недолюбливать откровенно золотой цвет в металле. Экспериментировала только с Rayher Gold-plated и в основном просто чтобы попробовать. Единственное, что хотелось бы отметить у этой проволоки, - ее оттенок: очень мягкий и теплый слегка красноватый желтый, который даже у моего предвзятого глаза не вызывает неприязни.

Из прочих менее тривиальных вариантов покрытия упоминания, пожалуй, достойны лишь некоторые. В частности, Craft Wire Brushed Silver. Она имеет очень приятный цвет старого тусклого серебра и полуматовую фактуру, однако просто неприлично мягкая. При толщине 0,81 мм хорошо держит колечки в районе 3,5 мм, не больше. Для плотных плетений я бы допустила диаметр до 4,0 мм, но, по моим ощущениям, это уже на грани дозволенного.

По описанию производителя (а, возможно, просто интернет-магазина) это проволока с медным сердечником и покрытием "под старое серебро". Может быть, это и так, но то ли базовый металл настолько сливается по силе тона с покрытием, то ли покрытие настолько мягкое и при нарезании "размазывается" по сердечнику, что в конечном счете никакой меди на срезе просто не видно.

Колечки и остаток мотка Craft Wire Brushed Silver. Для сравнения в катушках слева: сверху - посеребренная Artistic Wire, внизу - Artistic Wire Tinned Copper. 
Собственное фото.
Колечки и остаток мотка Craft Wire Brushed Silver. Для сравнения в катушках слева: сверху - посеребренная Artistic Wire, внизу - Artistic Wire Tinned Copper. Собственное фото.

Отдельного внимания также заслуживают Artistic Wire Gunmetal Bronze и Craft Wire Vintage Bronze/ Antique Copper (это бронзовые и медные как бы состаренные оттенки). Возможно, есть в цветовом диапазоне этих производителей и другие подобные, но я не сталкивалась. При работе с этими материалами стоит учитывать, что в данном случае проволока имеет "финишное покрытие" в виде защитного лака. Весьма капризного лака, надо сказать, ибо при накусывании колечек он может "махриться" по срезам, не терпит сурового инструмента и скользкий, как улитка.

Artistic Wire Gunmetal Bronze в катушке и изделии (по сути, тренировочный образец приличной давности) и, так сказать, натуральная бронза в мотке. 
Собственное фото.
Artistic Wire Gunmetal Bronze в катушке и изделии (по сути, тренировочный образец приличной давности) и, так сказать, натуральная бронза в мотке. Собственное фото.

Кстати, выбор инструментов для покрытий тоже имеет принципиальное значение, так как их довольно легко повредить. Любые царапины, сколы и потертости делают кольцо непригодным для работы, так как в этом месте базовая медь тут же начнет окисляться и создавать не очень приятную картину. Такая реакция меди на "внешние раздражители" - еще одна причина отказа от работы с покрытиями, ведь изготовленные вручную колечки всегда допускают незначительное "просвечивание" базы в месте разреза. Особенно заметным это становится со временем на проволоке очень светлых оттенков, когда каждый срез кольца превращается в тонюсенькую почти черную прожилку. Издалека в общей массе это, конечно, не так заметно, но при ближайшем рассмотрении эстетики не наблюдается. Чисткой изделия такую проблему тоже не решить, ибо в случае с покрытиями допускается только очень щадящий режим.

Слева - неподходящий инструмент для работы с проволокой с покрытием. Справа - допустимый. Недостаток последнего в очень большой рабочей поверхности и скругленности ее краев. В работе с мелкими кольцами такой инструмент бесполезен.
Собственное фото.
Слева - неподходящий инструмент для работы с проволокой с покрытием. Справа - допустимый. Недостаток последнего в очень большой рабочей поверхности и скругленности ее краев. В работе с мелкими кольцами такой инструмент бесполезен. Собственное фото.

И если уж говорить об особенностях работы с проволокой с покрытием, то нужно упомянуть еще об одном не очень приятном моменте, а именно о вариациях оттенка от партии к партии. Не скажу, что это явление постоянное, но нет-нет - да встречается. Особенно это характерно для цветной проволоки. Иногда отличия проявляются сильнее, иногда не так очевидны. В любом случае такое всегда стоит предусмотреть заранее, когда речь идет о крупном изделии, на которое требуется большое количество материала, чтобы не расстраивать себя несчастными 10 см плетения, на которые его не хватило, а проволока из новой партии оказалась неидентичной по цвету.

Craft Wire Titanium. На фото видно, что средняя катушка чуть светлее двух других. Если обнаружить это заранее, то можно "раскидать" кольца из отличающейся проволоки по всему изделию, и тогда разница не будет заметна. Но если присовокупить такие кольца единым "массивом" к уже выполненной части изделия, то переход будет очевиден.
Craft Wire Titanium. На фото видно, что средняя катушка чуть светлее двух других. Если обнаружить это заранее, то можно "раскидать" кольца из отличающейся проволоки по всему изделию, и тогда разница не будет заметна. Но если присовокупить такие кольца единым "массивом" к уже выполненной части изделия, то переход будет очевиден.

Встречаются в ассортименте проволоки с покрытием и варианты с нестандартным сечением: квадратным, полукруглым. Именно с такими видами я не работала, но использовала витую "многожильную", если так можно выразиться, проволоку Artistic Wire. Проволока слабая, мягкая, но нужно сказать, что при накусывании она не раскручивается. В плетении у меня из нее были выполнены не очень "нагруженные" кольца исключительно для декоративного эффекта. В качестве самостоятельного материала для "кольчужки" такая проволока, безусловно, непригодна, хотя и оставляет некоторый простор для творчества.

Artistic Wire Twisted в мотке и изделии.
Собственное фото.
Artistic Wire Twisted в мотке и изделии. Собственное фото.

Пожалуй, это основное, чем я могла бы поделиться из своего опыта работы с проволокой с покрытием. Прочее - уже незначительные мелочи и частности. Насколько валидной считать данную информацию в текущий момент времени - решать вам, так как мое общение с подобным материалом закончилось лет 6 назад (ассортимент перечисленной проволоки, правда, в магазинах не изменился).

Подытоживая все сказанное, целесообразно выделить ключевые плюсы и минусы проволоки с покрытием как материала для кольчужного плетения.

Из плюсов:

  1. Большое многообразие оттенков и форм.
  2. Возможность имитировать/ быть более демократичной по стоимости заменой драгоценным металлам.
  3. Возможность разнообразить творческие решения, точнее исполнить авторскую задумку, используя в качестве небольших дополнений к основному материалу изделия.

Из минусов:

  1. Недолговечность в эксплуатации.
  2. "Капризность" в работе и уходе.

По крайней мере, так выглядит этот перечень в моих глазах.

Несмотря на то, что согласно моему же списку у рассматриваемого материала недостатков, казалось бы, меньше, их удельный вес практически сводит на нет все упомянутые достоинства и дает мне основание однозначное предпочтение отдавать проволоке без покрытия. Призываю ли я кого-то отказываться от покрытий? Безусловно, нет. Я и сама не отказываюсь от них в полной мере, хотя их доля в моих работах стремится к нулю. Имеет право на существование все: будь то продуманное техническое решение или творческая блажь. Ключевая роль здесь отводится учету особенностей процесса работы и оценке последствий. И только выбор мастера и того, для кого предназначено изделие, может расставить правильные, пусть и сугубо лично мотивированные, приоритеты.

Благодарю за прочтение и жду встреч во второй части статьи!

Наука
7 млн интересуются