Для старшей дочери звучит последний звонок.
Первый последний раз в ее сознательной жизни. Можно пять раз сходить в институт, выйти замуж, родить ребенка, но вот окончить школу можно лишь однажды.
Я чувствую, как дистанцируюсь от мысли: «Моя дочь заканчивает школу». Стоит подпустить ее ближе, и слезы подкатывает к глазам.
А я еще помню те слезы, которые текли по моим щекам на первой линейке. Первый звонок, первые учебники и первые возмущения на школьную систему. Я тогда пришла домой и разом осознала, что теперь я мама школьницы. Теперь мне нужно будет ходить на родительские собрания, помогать с уроками и отстаивать ее в конфликтах. И это было дико непривычно.
Я ж еще помню свои слезы от осознания того, что двери школы закроются за мной навсегда. Что впереди бескрайняя огромная жизнь, где нет этих дорожных столбиков в виде классов, четвертей и каникул. Где можно идти налево, направо, подпрыгивать вверх и припадать к земле и никому нет дела до твоих телодвижений, пока ты никому не мешаешь. Никто не схватит за руку: «Сидоров, не несись, расшибешься!».
Теперь только ты отвечаешь за себя.
Аттестат зрелости. Для ребенка и родителя тоже. Только в родительском не выставлены оценки. А жаль.
Семнадцать лет назад вместе с орущим комком вручили зелененькую бумажку, где было написано, что я теперь мама. Только забыли положить инструкцию как делать из человечка Человека.
Методом проб и ошибок искала свою формулу. В большинстве случаев неудачную. Долго не понимала, что Человека не делают. Он создает-ся. Создает себя сам.
А главная задача родителя создать условия, где все будет этому помогать. Ведь когда сажаю растение, не я его выращиваю, оно растет само. Я не диктую ему где выпустить листок, а где цветок. Я могу лишь окружить заботой, которая поможет осуществить-ся тому, что записано в его книгу жизни.
Первый последний. В добрый путь!