Найти тему
Мороженые сказки

Языческая подноготная загадочных крестов на Русском севере: своеобразие поморских традиций.

Приветствую всех любителей истории, фольклора и традиций наших предков, а так же случайно заглянувших на огонек.

Русский Север, Белое море, Северная Двина, - эти названия у многих пробуждают необъяснимое чувство неведомого и таинственного.

Давно у меня не было материалов о моем любимом Русском севере, моей малой родине. Поэтому спешу срочно исправиться, тем более сезон летних отпусков, как и волшебных белых ночей, когда незакатное северное солнце плывет по небосводу круглые сутки, уже на носу.

Июньские ночи на побережье Белого моря. Фото из интернета
Июньские ночи на побережье Белого моря. Фото из интернета

Общеизвестно, что язычество и его пережитки на окраинах нашей великой и необъятной сохранились лучше всего. Одним из прибежищ нашей древней истории как раз и является Русский Север. Сказки, предания, поверья, традиции и обряды в глухих мезенских и заонежских деревеньках, разбросанных между озер, болот и тайги, сохранились зачастую в своей практически первозданной форме, донеся до нас важную информацию о жизни, верованиях и образе мышления наших далеких предков.

Многие, кому довелось побывать на русском севере, особенно на побережье Белого моря и крупных рек (Архангельск, Онега, Кандалакша, Пинега, Мезень, а так же в прибрежных деревнях) и остовах в Белом море(Кий остров и Соловки) и Онежском озере (Кижи) видели стоящие на берегу на возвышенности одинокие деревянные кресты киотного типа (чаще всего), часто в рост человека и гораздо более с насыпью из крупных валунов у основания. Это не что иное как поклонные или обетные или охранные кресты, и они, несомненно, заслуживают отдельного повествования.

Поклонный крест в окрестностях Калевалы Паанаярви. Фото из интернета
Поклонный крест в окрестностях Калевалы Паанаярви. Фото из интернета

Научно доказано, что кресты, равно как и часовенки и тем более крупные православные церкви и храмы возникли на месте языческих капищ и прочих культовых сооружений наших предков. В старинных рощах, почитаемых нашими предками священными, в которых свершались поклонения тысячелетиями, под сенью елей и сосен на месте исчезнувшего языческого капища (а капища, как божки, чуры и идолы у наших предков древних славян присутствовали везде и всюду, защищая простого человека от опасностей и напастей) часто возникал крест. Он возникал на высокой горе над берегом реки или озера, на открытом морском побережье, на подходе к селению, на перекрестке дорог, на опушке леса (сакральное место границы миров) и т.д. Среди причин появления христианского символа на месте языческого капища современный этнограф исследователь А.П. Конкка (Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии наук) приводит и такую причину: люди, срубая священную ель на дрова, таким образом просили прощения у священного места, ягодники по пути в лес оставляли здесь горсть ягод, охотники жертвовали для лешего, заклиная себе добычу, рыбаки приносили камень с просьбой о хорошем улове и клали его в основание креста.

Поклонный крест в бухте Благополучия Большой Соловецкий остров. Фото из интернета
Поклонный крест в бухте Благополучия Большой Соловецкий остров. Фото из интернета

Груда камней в изножье крестов традиционно символизировала Голгофу, на которой был распят Христос, косая перекладина указывала одним концом в небо, вторым в землю, напоминая о движении из тьмы к свету. О распятии Иисуса Христа говорит часто присутствие на крестах изображенных копья и трости. Символика поклонных крестов сложно и глубоко трактуется православной традицией и это неспроста.

Деревянные кресты с давних пор стали сопровождать жизнь северного человека. Их ставили на улицах деревень, на месте будущего или сгоревшего храма. Этой православной святыней отмечали место, где погиб путник. Их ставили в честь чудесного спасения в море, озере или на реке во время страшного шторма. Возводились поклонные кресты на перекрестках дорог. Перекрестки почитались местами издревле опасными, ибо здесь, по суевериям простого народа, всегда водилась нечистая сила, свершались заговоры и колдовство, а человеку была необходима защита от нечисти. Недаром во время святок желающие узнать будущее или погадать ходили «слушать» свои ответы именно на перекресток. Приметные, в 10-12 метров высоты, кресты ставились поморами на островах, разбросанных в Белом море – они служили для них наравне со створами надежными ориентирами.

Кресты на Кольском полуострове Кандалакша. Фото из интернета
Кресты на Кольском полуострове Кандалакша. Фото из интернета

В России, но более всего на Русском Севере, большинство крестов были восьмиконечными. Эта форма восходила к ранним векам христианства (на Руси это период средневековья), когда православный крест зачастую служил орудием казни (наподобие распятия Христа). Приговоренного привязывали к перекладине за руки, ногами он касался подножия – маленькой перекладины внизу. Над головой его прибивали дощечку с надписью о совершенном преступлении. Русские мастера легко вписали такие сооружения в пейзажи северных деревень. После приведения приговора в исполнение и снятия умерщвленной жертвы крест зачастую оставался стоять на месте. Зачастую его накрывали двускатной кровелькой с охлупнем, причелинами и резным полотенцем - элементами, повторяющими элементы украшения крыш домов. Обычай возводить кресты был принесен на север новгородцами, у которых такой вид казни был распространен в большей степени, чем в других русских княжествах.

Обетеый крест. Деревня Устье Няфта Мезенского района Архангельской области. Фото  из интернета
Обетеый крест. Деревня Устье Няфта Мезенского района Архангельской области. Фото из интернета

Так же часто кресты ставили в качестве охранительных знаков. Люди верили, что христианский крест сохранит их от разбоя, неурожая, сглаза, поэтому некоторые деревни были буквально окружены крестами. Везде, где могла появиться «нечисть» – на полях, на перекрестках дорог, ставили крест - и шли, не опасаясь. Со временем над таким крестом появлялась крыша, а потом и стены из досок так возникала часовня. А народ по привычке все шел и шел к кресту, принося свои дары. Женщины увешивали кресты «пеленами» - кусками ткани с нашитыми крестами. Эти «заветы» должны были помочь просящему избавиться от болезней и исполнить желание. В современной трактовке пелены с вышитыми кусками обычно заменены на простые платочки или лоскуты ткани, а тряпочками уже увешиваются не сами кресты, а стоящие рядом растения: кусты и деревья. Но функция у них остается все та же (напоминально-просительная).

Обкатный крест середины XIX века в музее деревянного зодчества Малые карелы, Архангельск
Обкатный крест середины XIX века в музее деревянного зодчества Малые карелы, Архангельск

Из вышесказанного можно разделить кресты, имеющие бытование на Русском Севере, по типам различным по своей природе возникновения и функциям:

1. Памятные и поклонные кресты. Часто ставились в знак чудесного спасения от непогоды. Так же ставились на месте сгоревших или разрушенных церквей или часовен, когда не было средств восстановление. К таким крестам относились бережно, ибо стояли они на святых местах, к ним часто приходили, молились и совершали воле них богослужения.

2. Обетные кресты – часто возводимые по обещанию или в благодарность святым за услышанные молитвы или в честь какого-то события. Русский историк и этнограф С. Максимов в моей любимой книге «Год на Севере» описывал: «В городе Мезени в XVIII в. было поставлено девять крестов в память о необычайно жестокой зиме, во время которой лютые морозы стояли до конца мая, и едва не вымерзло все живущее в городе».

3. Навигационные, кресты – ориентиры. Кресты помогали распознавать местность и определять направление частей света в условиях безлесья и отсутствия явных ландшафтных ориентиров, так как перекладина креста всегда на любом берегу была ориентирована с севера на юг. Такие кресты часто упоминались в старых морских лоциях.

4. Защитные и охранные. Ставились в местах, считающихся издревле нечистыми, переходными между миром живых и мертвых, своим и чужим: лесные опушки, перекрестки дорог, на входе в село или деревню и пр.

Поклонный крест на въезде в Шую. Фото из интернета
Поклонный крест на въезде в Шую. Фото из интернета

Традиция ставить кресты до сих пор жива на Русском Севере: памятные и поклонные знаки продолжают появляться в Карелии, Архангельской и Мурманских областях – только теперь они посвящены памяти жертв военных и политических репрессий, военных событий, катастроф. Свое прямое предназначение – напоминать о важном или трагическом событии, остановить и заставить задуматься – они исправно выполняют и по сей день.

Если тема поклонных и обетных крестов интересна, в своем грядущем традиционном августовском путешествии по Русскому северу для вас я могу собрать коллекцию фотографий и географических координат таких уникальных поморских явлений. Ведь многим из таких крестов не одна сотня лет. Главное не забудьте маякнуть в комментариях, а то я опять по старым хуторам с металлоискателем убегу)))

Северное сияние и поклонный крест. Такое можно увидеть в конце осени зимой на севере. Фото из интернета
Северное сияние и поклонный крест. Такое можно увидеть в конце осени зимой на севере. Фото из интернета

Всем интересующимся темой Русского Севера могу порекомендовать интереснейшую. статью о топонимике северных широт европейской части России. Уверена, что данная статья заставит вас по-другому смотреть на привычные локации и топонинмы в навигаторе.

Засим раскланиваюсь и убегаю на поиски новых интересных историй.

Всегда ваша Морозова❤

Мои проекты:

Основной канал в Дзене

https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link

Ярус. Надежда Морозова.

https://yarus.ru/u/10020197

Паблико  Отмороженные истории | Паблико

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja