- Мампап! Вставайте, я хочу мороженое!
На часах 6.40 утра. За окном Флоренция. За плечами первый день впечатлений. Но активная пятилетка (да-да, путешествие было приурочено в том числе и к этой дате), привыкла просыпаться рано, поэтому поездка подстраивается под её график сна-бодрствования.
Кофе из кофемашины (спасибо прекрасному отелю), детям чай и фруктовые пюре. И вот в 8 утра мы стоим на улице - и нужно только решить: “Красную или синюю Направо или налево”.
-Прямо! Девочки, прямо! - подрабатывает навигатором муж.
Так как я совсем не дружу с картами, и топографический кретинизм мой верный спутник, решать в каком направлении мы двигаемся доверено мужу. Естественно, через джелатерию. Вообще, мне понравилось ходить вдоль этих “-ерий” - пиццерия, пастиччерия (магазин сладостей), табакерия, остерия (винный магазин и бар) - но сейчас мы проходили мимо. Целью на сегодня был старый мост.
Наши дети очень легко соглашаются на пешие прогулки, обожают замки, красивые сады, оранжереи, но заманить их в музеи и картинные галереи довольно сложно. Поэтому мы включаем эти пункты довольно дозировано. А вот посмотреть реку два раза уговаривать не приходится. Поэтому идём вдоль узких улочек и оказываемся на палаццо Строцци - ведь там стоит карусель. А что может быть лучше для маленькой принцессы? Только золотая карета.
После того как развлекательная часть для пятилетки выполнена, мы двигаемся уже в направлении галереи Уффици. Но её посещать мы даже не собирались. Причина проста - подросток и дошкольница. Искусство должно быть в радость и не из-под палки. Вы видели эти печальные лица детей в Третьяковке и Эрмитаже? Единицы родителей (да и экскурсоводов тоже) способны поддерживать огонь интереса в маленьких посетителях. И вот ходят они грустные по залам и начинают тихонечко ненавидеть живопись. Зато вдоль галереи стоят скульптуры знаменитых итальянцев. Это было развлечение для старшей - вспомнить кто это. Конечно, в силу возраста она знает не всех великих, и это нормально. Например, кто такой Петрарка, Макиавелли - ей ещё только предстоит узнать. А чем прославились да Винчи, Микеланджело, Веспуччи, Галилей, Данте - она знает (и не путает великих художников с черепашками).
И вот буквально ещё 10 минут, и перед нами тот самый мост. Но меня больше поразил не он, а потрясающая цветовая гамма и сочетание домов, холмов, неба и воды Арно. Я не художник, да и фотограф на любителя, но именно в этой точке без всяких фильтров и обраток получился потрясающий кадр. Вообще небо, воздух Италии, видимо, создают собственные пресеты, потому что снимки получались практически идеальные по цветокоррекции.
Сам мост впечатлил меньше - это какая-то большая ювелирка, вдоль прилавков которой слоняются толпы туристов. Хотя младшенькая своим сорочьим глазом нашла золотую брошь в виде пера, и уверяла, что ее нужно срочно купить нам домой. Но в итоге сторговались на марионетку Пиноккио (потому что похожая кукла клоуна из цирка на Цветном осталась в числе памятных вещей дома, которые мы не стали пока транспортировать в Германию).
На обратном пути к отелю побродили по узким улочкам, и зашли в одну маленькую католическую церковь. И здесь я увидела подсвечник со светодиодными свечами. Платишь евро, ставишь свечу, молишься и уходишь, а копоть от неё не портит храм. Причём ты делаешь это без привлечения сотрудника (или помощника) - всё на доверии.Меня это очень впечатлило. Муж, правда, не оценил моих восторгов по этому поводу, но он тот ещё консерватор.
Антракт Обед. Накормить детей в Италии - легко.
- Пицца Маргарита и Кола. Две! - делает заказ на себя и сестру младшенькая.
- Bravo! Perfetto! - подыгрывает официант
В час дня юная путешественница уже спала свой дневной сон в кровати отеля, пока её мать готовила домашки по учёбе, а старшая сестра ловила тихие радости подростка в гаджетах. Муж же что-то прикидывал в карте и телефоне. Этим что-то оказался маршрут второй части дня.
Мы хитрые родители - не тащим детей насильно в музеи, а делаем так, чтобы они сами туда захотели пойти. Так, всю первую половину дня мы ненавязчиво обращали их внимание на фигуру Давида во всех сувенирных магазинах. А он везде - на магнитах, открытках, статуэтках, шоперах. Голова, в полный рост и отдельно гендерные признаки. В итоге дочери начали просить показать им оригинал.
- Ну, не знаю, это же надо в музей идти, а там залы с картинами, скульптурами. И вообще, это Микеланджело, это не для всех, вы, наверное, не оцените - закручивали мы пружину интереса.
- Если это скульптура - тогда точно идём! - заявила старшенькая, любительница объёмных произведений искусства.
- Я тоже хочу посмотреть!!! - затребовала младшенькая.
- Бинго! - переглянулись мы с мужем.
Так хитростью, мы заманили их в очередь Галерии Академии. Вообще, Флоренция удивительная и очень схожа этим с Санкт-Петербургом - люди готовы час стоять в очередях, чтобы насладиться искусством. Ровно год назад, мы стояли с мужем вдвоём в Эрмитаж под пронизывающим майском ветре. Теперь же наш квартет изнывал под тёплым апрельским солнышком. Сложность в том, что пускают каждые 5-7 минут примерно по 10 человек. И очередь движется, но крайне медленно. Наш администратор отеля ещё при заселении предупредил, что лучше идти ближе к 16.00, поток посетителей движется намного быстрее. И он был прав, уже через 40 минут, мы были внутри. Беглый осмотр живописной экспозиции. И вот коридор ведущий через неоконченные работы “отца барокко” к пятиметровому каменному гиганту. Хотелось, конечно, уединения, но вокруг были вспышки фотокамер, языковые восхищения.
Но ты начинаешь вглядываться и всё остальное, как будто, уходит на задний план. И есть только ты и мраморный юноша. А, ну и пятилетка:
- Мам, а у него попа тоже голая?
Обожаю эту детскую непосредственность. Ты рассматриваешь лицо, но приходится идти проверять состояние ягодичных мышц мифологического героя. А ещё через 5 минут старшая увлекает в зал скульптур.
Белые молчаливые изваяния смотрят куда-то в бесконечность. Холодные. Отрешённые. Иногда не лишённые небольших изъянов – тут складочка на животе, там бедра отличаются от современных стандартов, тонкие губы, отсутствие скульптурирования лица скульптур, щекастых младенцев сейчас бы захейтили пользователи Дзена. Но они прекрасны! Это как сеанс медитации.
Ну и для меня, мы посетили небольшую экспозицию музыкальных инструментов – скрипки Страдивари, клавесины, тромбоны, лютни, гусли - всё то, что подростком видела только в учебниках музыкальной литературы и в иллюстрированных альбомах библиотек. Как будто это было наградой за 7 лет музыкальной школы.
И снова петли улиц. Маленькие искусствоведы требуют хлеба, ведь зрелищ на сегодня было предостаточно. Муж уверенно направляет в поворотах. И вот перед нами двери небольшого ресторанчика.
- Оксан, я была там 10 лет назад - лучшего атмосферного места, вы не найдёте! - поделилась со мной коллега-копирайтер этим заведением.
Первоначально муж был настроен очень скептически – небольшое помещение, простые деревянные столы, меню распечатанное на листах А4 в папке с файлами. Но потом произошла какая-то магия.Было ощущение, что мы в гостях у родственницы, которая сейчас накормит самыми лучшими семейными шедеврами - и вот уже паста для детей, пицца для всех, салат для меня, мясо для мужа, бутылка вина и воды.
- И Кола! - ставит она два стакана перед девочками в абсолютно домашних стаканах.
Столики очень быстро заполняются местными и такими же “залётными”, как и мы. Вот и сам хозяин-шеф заведения выносит тарелки и поёт на итальянском. Здоровается за руку с завсегдатаями, делает комплименты их спутницам, интересуется, как дела и откуда приехали новенькие. После того как официантка узнает, что мы из России, и почти год живём в Германии… Что вы ожидаете от её поступка? Она обнимает девочек, чмокает в макушку младшую и говорит: “Сегодня я буду твоей бабушкой!” и через минуту возвращается с контейнером, в который сложены куски домашнего пирога. И мы уже сами не замечаем, как переговариваемся с китайцами за соседним столиком, желаем “Buon appetito!” семье по диагонали от нас, и обнимаемся на прощание, как с родными, с Джиджи и Альбой.
Дети падают в кровать и счастливые засыпают раньше, чем мы выключим свет. Сегодня на один день у них появилась итальянская бабушка и дядя. А на завтрак в холодильнике припрятан пирог. Задёргиваю тяжёлые гардины, чтобы поскорее начался новый день.
Потрачено:
Билеты в Галерею 2 штуки - 24 евро
Обед в кафе - 30 евро
Ужин - около 70 плюс чаевые
Пиноккио - 7 евро
Джелато 2 порции - 4 евро