В интересную тему я тут углубилась – готовности к школе. Прочитала одну историю. И снова поняла, что в моих условиях (город, где около 15 обычных школ и все) искать лучшую школу нет смысла.
В общем, история была про очень дорогую частную школу в Москве. Туда брали не всех – был отбор, даже при учете высокой стоимости.
И как же отбирали в первый класс? По скорости чтения, или тех, кто уже знает иностранный язык? НЕТ.
Отбирали детей по эмоциональному интеллекту, координации, моторике (в том числе крупной), умению общаться, удерживать внимание около 30 минут, соблюдать правила.
Привет всем свободным личностям, которые непрерывно хакают своими детьми системы и растят своих детей свободными, такими свободными, без всяких ограничений свободной свободы!
Даже в дорогущей школе Москвы, внезапно, захотели не диких (простите, свободных) детей, а умеющих соблюдать правила.
Оказывается, до 7 лет не имеет значения, знает ли ребенок буквы. Гораздо важнее, есть ли у него ресурсы мозга, чтобы их быстро выучить.
Это простое и логичное правило. Выучить буквы несложно. После революции в СССР открыли ликбезы (ЛИКвидация БЕЗграмотности) и научили читать-писать всех. Даже крестьянских старушек и старичков, которые всю жизнь трепетали перед грамотой и считали ее редким даром.
Детям надо выучить в школе очень многое. Поэтом объем знаний на старте не так важен. Важно, чтобы ребенок мог знания воспринять: имел достаточно пластичный мозг, хорошую память и крепкую нервную систему, чтобы качественно отдыхать и успевать восстановиться.
Именно на это влияет крупная моторика, координация, связь работы полушарий мозга. Это не педагогика, не психология, не физиология, а что-то на границе этих наук. Очень интересно, я бы хотела изучить подробнее.
Возвращаюсь к школам. Есть ли простые школы, где реализуют этот подход? Не знаю. Может, где-то есть. Но то, что я слышала от знакомых, у которых дети учатся в разных школах нашего города, мне не понравилось. Высокая нагрузка, гонка за баллами, огромный объем домашней работы, презентации. Это в школах, которые у нас в городе считают хорошими, рейтинговыми. Дети школу массово ненавидят. У некоторых знакомых не ненавидят, но и не любят, рады любому прогулу.
Поэтому какой смысл напрягаться? Школа у нашего дома не относится к «хорошим». Кажется, 1 или 2 школы из города вошли в областной рейтинг, наша не вошла.
Одни мои знакомые покупали жилье специально у хорошей школы (я их могу понять), другие вступали в гонку «записаться не в свою, но хорошую школу». Записаться-то ладно, а ходить как потом? 10 лет подряд ездить?
Еще у нас в городе много центров развития детей: счет, чтение, скорочтение, феноменальная память, гениальное мышление и т.д. Но я никогда не слышала о том, чтобы там занимались именно развитием координации, внимания. Кажется, этим особо и не позанимаешься на занятиях условно 2 раза в неделю. С этим надо жить.
А ведь я уже давно (ну дайте хоть раз в год надеть белое пальто на выход) поняла, насколько важно физическое развитие ребенка – чтобы любил бегать, лазить, кататься на всем, чем можно, трогать все вокруг, получать много сенсорной информации.
Ладно, это на самом деле не я такая умная: я просто читала в первый год ребенка хорошие источники. В первую очередь, не раз упоминаемых мной логопеда Ольгу Мордашеву и доктора Сергея Бутрия.
И хороший режим важен, чтобы нервная система восстанавливалась. Никакое это не ограничение свободы и не семейное рабство.
Так что думать о буквах точно не буду в ближайшие год-два. Но буду смотреть, достаточно ли физического развития, в том числе координации, а также сенсорного и эмоционального.
Почитать еще: