Меняются технологии и экономические институты, меняются поколения и подходы в обучении. Между людьми с разницей в возрасте 10-20 лет иногда бывает существенная разница во взглядах на жизнь.
В теории поколений рассматривают X, Y, Z и А. Гиперопека взрослыми Х и У поколений Z и А приводит к исключению формирования волевого усилия из воспитательного процесса у последних. Для поколений Z и А нет принципов и устойчивых взглядов. Поэтому преподаватели обучают тех, кто на них не похож.
👌 Практические советы эффективного обучения
Чтобы сделать обучение эффективным, можно использовать особенности подрастающего поколения.
- Обучающихся нужно мотивировать. Сформировать устойчивый интерес невозможно, но надо постоянно поддерживать, обновляя и повторяя приемы.
- Если преподаватели - цифровые мигранты, то новое поколение – цифровые аборигены - не знают, как жить без гаджетов. Авторитетный учитель - тот, кто разбирается в цифровых технологиях.
- Подачу учебного материала на занятии лучше организовывать с применением визуального ряда.
- Современные дети прагматичны: знания должны иметь прикладной аспект. Подростки владеют психологическими приемами воздействия на окружающих. Но и на внимание обучающихся можно влиять, используя голосовые регистры, артикуляцию.
- Применение преамбулы в начале занятия поможет зацепить интерес обучающихся, (например, математическая ересь, культурная страничка и т.д.)
- Важна упаковка содержания учебного материала: «Хронология: было…шло…стало», «Под фонарем: все знают, что … но вот есть ...», «Маятник: положительные и отрицательные факты», «Триггер», например «олбанскей йезыг» и другие).
- Тайминг в последовательности смены циклов активности мыслительного процесса и внимания: разгон, плато и ослабление.
- Способы и условия применения технологий привнесения информации: «извлечение/возврат», «внедрение», «давление».
- Обучающиеся с легкостью находят информацию через интернет. Роль преподавателя направлять и корректировать. Не стоит выдавать полностью учебный материал. Поскольку у поколения Z и А нет авторитетов, то задания на самостоятельный поиск – прием на само демонстрацию собственной значимости.
- Обучающиеся ждут реакции, эмоций окружающих, постоянного внимания к своей личности, не любят работать на будущий результат. Преподавателю необходимо ставить четкий чек-лист и поощрять за каждое отдельное выполненное задание.
Коммуницировать с подростками очень непросто. Но от качества их знаний и воспитания зависят наше будущее и наш мир.
Мекшенева Жанна Владимировна, заведующая кафедрой математики факультета Информационных систем и программирования Университета «Синергия»