Как ни странно, чаще всего дизартрия не ведёт ко всем нам привычному виду дисграфии - когда ребёнок неправильно пишет из-за того, что неправильно говорит. Как говорится, что на языке, то и в уме, то и на письме.
Продолжая наш разговор о лете, теле, спорте и прочем и прочем. Далеко не всем, кстати, идея отстать от ребёнка летом показалась симпатична, но я сегодня разовью эту мысль. Отстать от ребёнка с занятиями, усадив его перед телевизором - нееет, я имела в виду вовсе не это. Поговорим о школьных трудностях детей с дизартрией.
Я написала в одной из предыдущих статей на эту тему - как ни странно, чаще всего дизартрия не ведёт ко всем нам привычному виду дисграфии - когда ребёнок неправильно пишет из-за того, что неправильно говорит. Как говорится, что на языке, то и в уме, то и на письме. Так вот, при дизартрии того, что на языке, на письме просто не может быть, ибо большей частью неописуемо. Страшненькое боковое хлюпающее Ш на письме всё равно останется Ш, потому что а чем ему ещё быть. Скорее заменит Ш на С легонький дислалик, если его до школы не скорректировали. Там работы максимум на полгода, но тем не менее часто бывает, что в школу с непоставленными звуками всё же идут, и на письме имеем все, что имеем. Дизартрика до школы скорректировать часто не удаётся, и часто же родители паникуют - как же он будет писать, звуки-то караул!!! Нормально будет, и я объясняю, почему. Ставьте свои звуки и дальше, и в школе тоже спокойно продолжайте работу, на письме эта кошмарная каша во рту как правило не отражается. Отражается другое.
Еще и ещё раз подчеркну, и подчёркивала в прошлых статьях - дизартрия это не только про речь. Это про весь организм в целом. Астения, частые головные боли, утомляемость, метеопатия, вегето-сосудистая дистония, повышенное внутричерепное давление - всё это частые спутники дизартрии.
Поэтому, ещё и ещё раз подчеркну, ребёнок с дизартрией, по сравнению с нормой, для того, чтобы успешно учиться, должен быть, так сказать, повышенно здоров. Там, где норма устанет, но вывезет, ваш дизартрик ляжет. Прямо в школе, под парту и ляжет. А если не ляжет, телом останется на месте, то уплывет головушкой. Облака за окном зашибись интересные, и смотреть на них гораздо легче, чем в тетрадь, а шум дождя за окном куда увлекательнее беседы о безударных гласных. Привет, регуляторные сложности. Синдром дефицита внимания, не обязательно с гиперактивностью. Телом может быть вполне спокоен, а мозг там, в облаках. Регуляторная дисграфия, здравствуй. Когда классная работа, написанная в сто тысяча первый раз, пишется каждый раз по-новому. Касная рабта. Классная работата. Клласная рбота. Когда ошибки нельзя классифицировать никак - тут вроде акустическое, а тут оптическое, а тут аграмматизм, а тут вообще непонятно где его голова была... Там была. В облаках. И будет пребывать и дальше, пока общее состояние не улучшится. Вы всё ещё хотите сидеть всё лето в центре Москвы или Питера, рядом с любимым реацентром и любимым дефектологом? Описанная выше история может ждать вашего ребёнка в сентябре. Но я продолжу.
Второй частый вид школьных трудностей, с которыми может столкнуться ребёнок с дизартрией - дисграфия оптическая. У детей с ДЦП это история практически поголовная. Оптическая дисграфия - это проблемы с пространством. Верх, низ, право, лево, столбик, строка, полукруг, палочка, направо хвостик... Ребёнок с тяжёлой степенью оптической дисграфии при сохранном интеллекте и ручной моторике освоить письмо не может годами. Читать ещё научится, хотя и это ему сложно - взгляд со строки съезжает, со слова на слово перескакивает, а писать и вовсе невозможно. Кружочек от прописной А в одном конце строки, а палочка в другом. И не поймёт что не так. Он действительно так видит. И чем больше проблем с телом, чем хуже отношения этого самого тела с пространством - тем драматичнее ситуация в тетради.
Помните, что ребёнку с дизартрией сильно повезло. Ещё немного - и ДЦП. А пока же - эдакое мини-ДЦП, всё те же проблемы, но только во рту. Но если внимательно к ребёнку присмотреться - выяснится что не только. Ну да, вроде ходит, бегает, прыгает. Но посмотрите как он это делает. Как часто падает, ушибается, как быстро устаёт. Есть ли проблемы ортопедические - а очень часто они есть, и очень часто первоисточник их - неврология. Короче. Для того, чтобы с ребёнком с дизартрией не приключилась оптическая дисграфия - этот ребенок должен быть повышенно двигательно активен. Норма может весь день сидеть за телевизором и вроде бы ничего - дизартрик вам выдаст последствия. А если ещё и оптическая дисграфия с регуляторной встретятся и рука об руку пойдут - тогда совсем радость будет для всех участников процесса. Каша во рту семечками покажется.
Так сказать, резюме. Если ваша Родина - Воронежская, допустим, область, и до вашего любимого логопеда вам из собственного дома с рекой и гусями пятнадцать минут на машине - это одна история, занимайтесь все лето на здоровье. Если же вы, житель Москвы, маетесь между экологически чистой дачей на всё лето, и душной квартирой, зато рядом с любимым специалистом - ситуация принципиально иная. Для меня, как мамы дизартрика, выбор очевиден. Ну и дача не означает ТВ и планшет, если для вашего ребенка не существует иного досуга, лучше и правда в квартире, специалист хоть пару раз в неделю в чувство приводить будет.
Река, бег, игра, велосипед - по многу часов и на ежедневной основе. Вот лучшая профилактика школьных проблем. Что же до занятий - вообще не вижу проблем в современном мире. Не надо ничего бросать. Вот ваш специалист, с вами на связи в любом месенджере. Марья Петровна, каждый день артикуляционную гимнастику делаем, что добавить? Вот эту рабочую тетрадь? Отлично, спасибо. И по пятнадцать минут в день. Дизартрия - это рутина, которая всегда с вами. В любой точке мира, и нет ничего страшного в том, чтобы точку для пользы ребёнка сменить.