Найти тему

ТОП ВАЖНЫХ МЕЛОЧЕЙ при покупке велосипеда, о которых НАДО ПОДУМАТЬ ЗАРАНЕЕ

Оглавление

Парадоксально, но «идеальных» велосипедов «из коробки» не существует. И вопрос не в цене, а в ВИДЕ комплектующих и материалах их изготовления. Герой Юрия Никулина из «Бриллиантовой руки» вопрошал: «А у вас нет такого же халата, но с перламутровыми пуговицами?».

Будем искать! :)
Будем искать! :)

Дело в том, что велосипед как тот халат. Вроде всё здорово и классно, но хотелось бы пуговицы… Перламутровые! А таких, к сожалению, в продаже нет. Приходится либо покупать, что есть и «допиливать» дома. Либо мучаться в сложных поисках или переплачивать.

О том, как выбрать велосипед мы писали в статье:

В этом тексте расскажем про ТОП МЕЛОЧЕЙ, на которые нужно обратить внимание при покупке велосипеда. Расскажем про велосипедные детали, сперва не доставляющие проблем, но способные к ним привести в будущем.

Если вам интересна тема велосипедов, походов, путешествий, подписывайтесь здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Мы рады новым участникам!

Итак, поехали!

МАТЕРИАЛ РАМЫ

«Какая разница из чего велик? Главное, чтобы «круто» выглядел!» - там думает большинство покупателей. Однако, велики с алюминиевой рамой считаются лучше. Действительно, зачем велосипеду, чтобы он ржавел? Впрочем, модные ныне «грэвелы», а также шоссейные, дорожные велосипеды могут быть на железной хроммолибденовой раме. И стоить конских денег.

Ржавый МТБ
Ржавый МТБ

Поэтому если вы ищете УНИВЕРСАЛЬНЫЙ велосипед, стоит присмотреться к «горным» - МТБ - хардтейлам с алюминиевой рамой. Они значительно легче и покрывают большинство задач. С другой стороны, если выбираете недорогой велосипед для прогулочной езды, подойдут и «железные» дорожные.

Но если выбор пал на МТБ с железной рамой – это неоправданное вложение средств. Такой велосипед тяжелый и может достигать под аксессуарами веса в 20 кг. Тогда зачем возить лишние кило, когда можно купить с перламутровыми пуговицами, алюминиевой рамой? 😊

ВЫНОС

Вынос – это узел, куда крепится руль. Есть велосипеды, где руль и вынос – монолитная конструкция. Она вставляется внутрь штока вилки. Это так называемый "резьбовой" вынос Обычно такое на дешевых велосипедах из масс-маркетов, а также на детских, подростковых и дорожных.

Выносы: резьбовой-монолитный и безрезьбовой
Выносы: резьбовой-монолитный и безрезьбовой

Для взрослого велосипеда монолитный руль-вынос "такое себе". Это значит, что вы не сможете отрегулировать посадку под себя, чтобы было удобно. Или придётся искать резьбовой вынос нужной длины.

Да и заменить такой узел в будущем не так-то просто. Придётся менять вилку на модель с более длинным штоком. Оно вам надо?

ШИРИНА И ТОЛЩИНА РУЛЯ

«Руль как руль, вроде нормальный» - так думает не разбирающийся человек. Но подвох может ожидать в толщине трубки и материале изготовления. Даже на современные велосипеды иногда ставят устаревшие рули с диаметром трубки 25,4 мм. Обычно это стальные тяжелые рули. Под них нужны такие же выносы.

Рули с диаметром сечения: 25,4 и 31,8
Рули с диаметром сечения: 25,4 и 31,8

И если, например, вы решите сменить себе руль на более широкий и алюминиевый - вам придётся менять всю систему. То есть не только перекладину, но и ее крепление - вынос под больший 31,8 мм – диаметр. Это дополнительные расходы.

ОБОД

Колёса на велосипеде идут в комплекте. Их не заменишь. Но если обода одинарные – значит такой велосипед лучше вообще не покупать. При образовании восьмерки на таких колёсах, придётся менять всё колесо или платить деньги за новый обод и переспицовку. Починка или модернизация такого велика обойдётся в цену нового. Зачем вам нужны такие проблемы в будущем?

Одинарный и двойной обод
Одинарный и двойной обод

Двойной обод колёс по нынешним временам – нужно знать, как «Отче наш». Желательно также, чтобы он был пистонированный – с заклепками вокруг ниппелей.

СПИЦЫ

Неискушенный покупатель редко обращает внимание на материал велосипедных спиц. В магазине они кажутся новенькими и блестящими. Какая разница из чего сделаны? И в этом главный промах.

Есть спицы: стальные, оцинкованные, нержавеющие, покрашенные или нет. Расскажем случай.

В прошлом году мы попали на Бугазскую Косу в Анапе. Это песчаная полоска суши, которую невозможно проехать на велосипеде, а только пройти, везя его пешком вдоль кромки воды.

Бугазская коса, Анапа
Бугазская коса, Анапа

На одном велосипеде были нержавеющие спицы, на другом оцинкованные. Вторые быстро пошли коррозией от солёной воды и периодически стали лопать в месте крепления ко втулке. Зато беда не коснулась нержавейки.

Коррозия на спицах
Коррозия на спицах

Можно поменять спицы на колесе, но это минимум 2,5 тысячи рублей: стоимость самих спиц и работы по переспицовке. На два колеса уйдёт пятак, вам это надо?

Дело не только в цене. Со временем мягкие ниппели оцинкованных спиц начинают ржаветь и перестают закручиваться. Это значит, что закисшие спицы нужно менять. Получаем дополнительную мороку. Стоит понимать, что восьмерку на колесе с приржавевшими ниппелями, исправить практически невозможно! Равно как и подтянуть такие спицы.

Лопнувшие спицы на велосипеде
Лопнувшие спицы на велосипеде

Неподтянутые начнут ломаться и вылетать. Поэтому лучше сразу покупать колесо с хорошими спицами.

Здесь можно спорить о том, какой материал спиц лучше и прочнее: мягкий или жесткий. Есть разные мнения. В том числе и про оцинкованные спицы, что они более «эластичные», а значит менее ломкие. А вы как думаете? Напишите в комментариях.

ВТУЛКА И ТИП ПОДШИПНИКОВ

В современные велосипеды устанавливают сотни разновидностей втулок колёс. Они могут быть классическими с «насыпными подшипниками», а могут быть на промышленных. Под трещотку и под кассету. Это влияет на цену велосипеда и то, как вы с «этим будете дальше жить».

Втулки велосипедных колёс: на промподшипниках под трещотку и под кассету
Втулки велосипедных колёс: на промподшипниках под трещотку и под кассету

Если захотите усовершенствовать велосипед, возможно, придётся либо менять втулку и опять же – платить за переспицовку, либо менять колесо целиком. Здесь нужно понять цели и задачи. Подумать над ремонтопригодностью «железного коня» и стоимостью замены износившихся деталей.

Здесь мы не будем утверждать, что одни втулки лучше других. Сами ездим, как на насыпных, так и с промышленными подшипниками. Но если планируете модернизировать велосипед в будущем, о втулках колёс нужно подумать заранее. Считается оптимальным вариантом втулки под кассету на промышленных подшипниках. Ну а дальше – на ваше усмотрение.

ТИП ВЕЛОСИПЕДНОЙ ОСИ

Поскольку втулки велосипедных колёс разные, оси – тоже. Под каждый тип втулки своя ось. Если вы много весите (80-100 кг), то лучше покупать велосипед с колёсами «на гайках» и твердотелой осью.

Оси велосипедного колеса: твердотелые и под эксцентрик
Оси велосипедного колеса: твердотелые и под эксцентрик

Это снизит риск того, что ось лопнет при спрыгивании с бордюра или при попадании в яму. А если ездите аккуратно, то и оси под эксцентрик подойдут. Они и легче.

РАЗМЕР ТОРМОЗНОГО РОТОРА

Обычно тормозной диск на велосипеде имеет размер 160 мм. Иногда 140 мм или 180 мм. На найнерах с 29 колесами может быть и 230 мм. Обычно на размер тормозного диска не обращают внимание.

Роторы-тормозные диски
Роторы-тормозные диски

Но опять же, если вы весите много и планируете кататься по горам, то лучше брать велосипед с ротором больше. Это улучшит качество торможения особенно на механическом типе калипера.

Здесь тоже могут быть споры, что размер ротора не влияет на степень торможения. Возможно. Но в этом случае у вас должны быть супер - устойчивые тормозные калиперы, чтобы сжимать колодки с необходимой силой. На стоковых велосипедах, как правило, дешевые тормоза. И если вы весите 80-100 кг, тормозить они будут не очень.

ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ И КАЛИПЕР

При покупке велосипеда редко обращают внимание на форму тормозных колодок и самих тормозов. К примеру, если стоит тормоз, внутри которого круглые тормозные колодки, это будет означать ухудшение качеств торможения в будущем. Всё просто.

Схема правильного положения колодок
Схема правильного положения колодок

Такие колодки скалываются по краям и становятся ещё меньше. А чем меньше поверхность трения – тем хуже блокируется тормозной диск.

Велосипедные колодки
Велосипедные колодки
С другой стороны, здесь всё зависит от веса велосипедиста. Для подростка и ребенка и круглые сойдут, ведь он по весу легче, а значит и инерция при торможении ниже.
А вот солидным людям, нужны колодки пошире и соответствующий калипер.

РАЗВОДКА ТРОСОВ

Самые «модные» тенденции последнего времени – прятать тросы внутри рамы. Действительно, это удобно и разумно. Но не обязательно. Если стоит выбор между велосипедом, где это есть и где нет, лучше сделать выбор в пользу спрятанных в раму тросов.

Разводка тросиков внутри рамы
Разводка тросиков внутри рамы

Как минимум, это удобно. И верхняя перекладина рамы свободна для различных креплений и сумок. Нет страха, что передавишь тросы хомутами.

ХОМУТ СЕДЛА

На то как зажато седло тоже почему-то редко обращают внимание. А это важно! Например, на дешевых велосипедах ставят хомут на гайках. Без специальных инструментов его практически не подтянешь и не отрегулируешь положение седла. К тому же эта деталь тяжелее обычных «тисков» на болтах.

Виды хомутов седла велосипеда
Виды хомутов седла велосипеда

Поэтому лучше выбирать «клещевой» зажим седла, который легко настраивается шестигранником велосипедного мультитула.

ДЛИНА ПОДСЕДЕЛЬНОГО ШТЫРЯ

Длина подседельного штыря может быть 350мм, а может и 450. На это редко смотрят, а это также важно. Например, вы покупаете «семейный» велосипед, чтобы ездили все. Но члены семьи разного роста. Если жена и ребенок до 160 см высотой, то вы 190.

Даже 450 мм подседела может не хватить :)
Даже 450 мм подседела может не хватить :)

Во-первых, на таком велосипеде будет низкая рама, а во-вторых, вы не сможете ездить на таком велике из-за недостаточной длины подседельного штыря. Если выдвинуть его критично вверх, есть риск, что он погнётся под весом. Поэтому нужно изначально покупать велосипед со штырём 450 мм и больше.

А может случиться и такое :)
А может случиться и такое :)

Также обращайте внимание на материал изготовления. Не на все велосипеды ставят алюминиевые подседелы. А сталь – лишний вес.

ПЕДАЛИ

Считается, что лучше велосипед с алюминиевыми педалями. Желательно выбирать такой, где они идут в комплекте. Алюминий более долговечен. Однако, существуют педали из плотного пластика, которые также служат долго и весят меньше. Бывают педали на насыпных подшипниках, а бывают на промышленных. На недорогих велосипедах, как правило, ставят пластиковые насыпные.

Алюминиевые педали
Алюминиевые педали

Но речь даже не о самих педалях, а о креплении. Был случай, когда мы не смогли открутить педали от шатунов. Они настолько «приросли» или их изначально «намертво» закрутили, что пришлось менять всё целиком: систему и к ней новые педали. Поэтому учитывайте этот момент. Перед покупкой велосипеда, желательно проверить, откручиваются педали или нет. И в случае затруднения, сразу отнести в мастерскую, чтобы открутили и смазали резьбу во избежания «прикипания» в дальнейшем.

КАРЕТКА

Каретка – это то, на чём чаще всего экономят в недорогих велосипедах. Обычно ставят полукартридж с насыпными подшипниками. Зачем? – Не понятно. Ведь стоимость каретки «на промах» в районе 400 рублей.

Виды кареток велосипеда
Виды кареток велосипеда

Если вы купили велосипед с «картриджной» кареткой – ничего страшного. Она долго вам прослужит. Но через пару лет начнёт слегка «проваливаться» шатун при педалировании. Это будет означать, что каретку пора менять. Ну или сразу заменить её на промподшипниковую. В идеале, конечно, купить тот велосипед, где каретка на промах идёт в базовой комплектации.

Откручивание каретки
Откручивание каретки
Здесь тоже важен момент обслуживания. Нужно проверять, как закручена каретка. Бывают случаи, когда её невозможно открутить. Либо сборщики закрутили «не по резьбе», либо она «прикипела» к раме из-за «грязи и песка». Кареточный узел – одно из самых главных мест в велосипеде. Лучше сразу его проверить и убедиться, что с ним всё в порядке и что всё откручивается.

Более подробно про каретку читайте в нашей статье:

КОНСТРУКЦИЯ ВИЛКИ

Велосипедные вилки бывают жесткие и мягкие. Вторые ставятся на горные велосипеды, чтобы «прыгать» по горам и склонам. Они бывают с фиксатором и без.

Вилки велосипедные: амортизационная и ригидная
Вилки велосипедные: амортизационная и ригидная

Если фиксатор имеется, то вилку можно сделать «жесткой» для езды по шоссе, например. Лучше покупать с вилкой, имеющей регулятор жесткости. Это даёт больше возможностей.

МАНЕТКИ

Манетки — это штуки на руле, которые отвечают за переключение скоростей. Они могут выглядеть как поворотная ручка – т.н. «грипшифт» или рычажковые – «триггерные». На бюджетные велосипеды могут ставить первый тип – грипшифты. Кому-то они нравятся, кому-то нет. Вопрос не в этом.

Виды манеток
Виды манеток

Нужно понимать, что наличие таких переключателей «сжирает» место на руле. Если вы захотите поставить какие-то дополнительные крепления на руль или вынос для велокомпьютера, возможно, не сможете уместить из-за поворотных ручек переключения скоростей.

А бывает и так :)
А бывает и так :)

А еще на не широких рулях, грипшифты не позволяют поставить грипсы-рукоятки фиксированной длины. Банально – не хватает длины руля. Эти моменты также стоит учитывать.

КРЕПЛЕНИЯ ТОРМОЗА НА РАМЕ

Не каждый знает, что крепления тормозных калиперов на раме и вилке велосипеда бывают разными. Они могут как привинчиваться болтами сбоку, так и с торца. Тип вашего крепления, нужно смотреть сразу.

Разные типы креплений ротора к вилке и раме
Разные типы креплений ротора к вилке и раме

Иначе могут быть проблемы с переходниками в будущем. К примеру, к раме у вас приварены крепления «торцевые», а адаптер под ротор велосипеда имеет крепления только под «боковые» отверстия. Придётся ещё новый адаптер PM - PM где-то доставать. Это дополнительные растраты, пусть и небольшие.

ЗАЩИТА ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ И ПЕРЕДНИХ ЗВЕЗД

Обычно всякими «защитами» на велосипеде пренебрегают. Считают, что это лишний вес. Но мы, например, очень активно пользуемся. Например, пластиковая защита передних звёзд помогает не поранить ноги об острые передние звёзды. Также она помогает не заляпаться маслом при переноске велосипеда. Маленькая деталь, а функциональная!

Аксессуары велосипедные
Аксессуары велосипедные

То же относится к защите переключателя. Наши велосипеды много раз падали в сторону переключателя. Благодаря тому, что там всегда стоит защита в виде г-образной алюминиевой скобы, переключатели не пострадали.

Покупая велосипед, желательно, чтобы эти мелочи были. Ну а избавиться от них всегда можно, при желании.

БОНКИ НА РАМЕ И ОТВЕРСТИЯ ПОД БАГАЖНИК

Если вы изначально покупаете велосипед, чтобы путешествовать или возить грузы на дачу, нужно СРАЗУ обращать внимания на наличие отверстий для крепления багажника.

Виды багажников
Виды багажников

Не на всех велосипедах они имеются. Или не все типы багажников подходят.

Бонки и крепление бутылок на раму
Бонки и крепление бутылок на раму

То же относится к транспортировке велосипедных фляг. Есть рамы, где отверстия расположены на двух трубах рамы. А есть, где на одной. Там, где больше креплений – такие велики более предпочтительны. Больше возможностей.

ИТОГ

Все предложенные рекомендации взяты из личного опыта. Конечно, говорить о велосипедных особенностях можно долго и даже спорить о целесообразности того и другого, но…

В целом, мы рассмотрели самое основное на что стоит обратить внимание при покупке велосипеда.

Причём не важно какого: дорогого, дешевого, дорожного, прогулочного, мужского, женского, взрослого, подросткового или детского. Эти рекомендации за редким исключением, универсальны.

Надеемся они вам помогут. А если есть вопросы, пожелания, предложения или мы что-то забыли – смело пишите в комментариях.

Продолжение темы здесь:

С уважением, Андрей и Лена.

Канал велопутешествий и походов.

┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🇻 VK: https://vk.com/velokanal

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8

└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘