Найти в Дзене

Каретка велосипеда. Как выбрать, снять шатуны, поменять и смазать? Пошаговая инструкция по откручиванию каретки под квадрат с фото

Каретки бывают разные: под квадрат, окталинк, полые (hollowtech), isis. В этой статье я расскажу о самых простых каретках под квадрат с насыпным и пром подшипником. Поделюсь опытом, как открутить и чем. Какую смазку нанести. Опишу пошагово, как поменять каретку. Например, с насыпи на прома. Приступим! Но перед этим я прошу Вас лайкнуть статью и подписаться на канал здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Спасибо большое! Каретка – важная велосипедная деталь. Если развалится - далеко не уедешь. Я бы сказал, это главный, наряду со втулкой, велосипедный узел. Безусловно, если пополам разломится руль или треснет рама, также не уедешь. Но когда я говорю о главном узле, имею в виду механическую подвижную часть. Распространено мнение, что каретка на насыпных подшипниках хуже той, что на промышленных. Однако это не совсем так. Промподшипники более долговечны на износ. Но их также нужно обслуживать. Они забиваются грязью, песком. Механизм начинает хрустеть и стучать. При длительном безразл
Оглавление

Каретки бывают разные: под квадрат, окталинк, полые (hollowtech), isis.

Виды кареток
Виды кареток

В этой статье я расскажу о самых простых каретках под квадрат с насыпным и пром подшипником. Поделюсь опытом, как открутить и чем. Какую смазку нанести. Опишу пошагово, как поменять каретку. Например, с насыпи на прома. Приступим!

Но перед этим я прошу Вас лайкнуть статью и подписаться на канал здесь и в Телеграм: https://t.me/velo_kanal Спасибо большое!

РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МИФ

Каретка – важная велосипедная деталь. Если развалится - далеко не уедешь. Я бы сказал, это главный, наряду со втулкой, велосипедный узел. Безусловно, если пополам разломится руль или треснет рама, также не уедешь. Но когда я говорю о главном узле, имею в виду механическую подвижную часть.

Каретка и съемники
Каретка и съемники

Распространено мнение, что каретка на насыпных подшипниках хуже той, что на промышленных. Однако это не совсем так.

Промподшипники более долговечны на износ. Но их также нужно обслуживать. Они забиваются грязью, песком. Механизм начинает хрустеть и стучать. При длительном безразличии образуется люфт подшипников и системы в целом.

Каретка на промах не избавляет от регулярного обслуживания.

Если вы купили недорогой велосипед на каретке картриджного типа с насыпными шариками, будьте уверены, что она прослужит вам не один год. Когда вещь новая, какой бы конструкции она ни была – она хорошая. Но подвержена деформации со временем.

Моя старая картриджная каретка Neco, шла в комплектации со Stern Energy 2.0
Моя старая картриджная каретка Neco, шла в комплектации со Stern Energy 2.0

Сколько служит каретка? Поскольку у меня простой велосипед Stern Energy 2.0, произведённый в 2017 году, каретка пришла в негодность через 3 года. Нет, в ней ничего не развалилось. Но начал люфтить левый шатун.

Устройство каретки картриджного типа на насыпных подшипниках
Устройство каретки картриджного типа на насыпных подшипниках

Сперва я подумал, что отверстие под квадрат разболталось. Оказалось – выработка металла на оси каретки.

Выработка на конусе вала каретки
Выработка на конусе вала каретки

Та же проблема встречается на конусах велосипедной втулки. Об этом у нас есть статья:

Прежде, чем я диагностировал выработку вала, прошёл эпопею по откручиванию каретки. И сейчас вам всё расскажу.

ОТКРУЧИВАЕМ ШАТУНЫ

Шатуны – это то, к чему крепятся педали. Обычно они стальные или алюминиевые. Для их снятия нужен специальный съемник шатунов. Он многофункциональный. Выполняет сразу 3 задачи, это:

  • Откручивание винта;
  • Выдавливание шатуна;
  • Закручивание винта;
Съемник шатунов, разновидности
Съемник шатунов, разновидности

Есть съемники с интегрированной торцевой головкой под гайку, а есть без неё. Мне нравится, когда она есть.

Стоимость хорошего ключа из качественной стали, начинается от 300 рублей.

НЕ ПОКУПАЙТЕ дешевые, они плохие, из мягкой стали.

Плохой и хороший съемник шатунов
Плохой и хороший съемник шатунов

В лучшем случае, их хватит на 1-2 раза. Потому что, прилагая усилия, торцевая гайка из мягкого металла «слизывается».

Слизанная торцевая гайка
Слизанная торцевая гайка

ПРОЦЕСС СЪЕМКИ ШАТУНОВ

Итак, приступим к съемке шатунов.

Хороший съемник BIKE HAND
Хороший съемник BIKE HAND

Сначала выкручиваем винт М8 по-обычному, против часовой стрелки. Для этого вставляем съемник тем концом, где есть гаечный ключ.

Шаг 1. Откручиваем винт шатунов
Шаг 1. Откручиваем винт шатунов
Открутили? - Хорошо! :)
Открутили? - Хорошо! :)

Затем вкручиваем в резьбу противоположный конец. Можно не до конца.

Закручиваем съемник
Закручиваем съемник

Следующим шагом закручиваем гайку ПО ЧАСОВОЙ стрелке, тем самым выдавливая шатун с вала каретки.

Шаг 2. Выжимаем шатун с оси вала каретки
Шаг 2. Выжимаем шатун с оси вала каретки
ВАЖНО! При обратной сборке контролируйте силу затягивания винта M8. Переборщив, можно его сорвать, а это никому не нужно.
Снятый шатун со звёздами
Снятый шатун со звёздами

То же делаете с левым шатуном.

Снятие левого шатуна велосипеда
Снятие левого шатуна велосипеда
Готово! Левый шатун снят!
Готово! Левый шатун снят!

После снятия шатунов переходим к вывинчиванию каретки.

ОТКРУЧИВАЕМ КАРЕТКУ

Для раскрутки понадобится специальный съемник. И здесь хочу вас предупредить: не покупайте китайские «блестящие с голубоватым отливом» задешево.

Плохой и хорошие съемники каретки
Плохой и хорошие съемники каретки

Такие съемники сделаны из мягкого метала, поэтому на совсем прикипевших к стакану рамы каретках, вы слижете шестигранник разводным ключом. А усилие нужно приложить будет, ого-го!

Это ПЛОХИЕ китайские съемники! Смотрите на слизанные грани. Прикипевшие каретки ими не открутите!
Это ПЛОХИЕ китайские съемники! Смотрите на слизанные грани. Прикипевшие каретки ими не открутите!

Также будьте аккуратны на маркетплейсах. Продавцы выставляют фото съемника из закалённой стали, а присылают обычный «пластилиновый».

Причём положительных отзывов может быть много – люди то не понимают, в чём подвох. Даже плохими съемниками каретку открутить можно! Но до момента пока она не заклинила в стакане.

В общем, покупаете съемник из закалённого метала (Kenli, Rush Hour, BIKE HAND – хорошие бренды), берете разводной ключ и приступаете к раскрутке.

Схемник каретки велосипеда
Схемник каретки велосипеда

Здесь нужно знать главное правило.

НА БОЛЬШИНСТВЕ ВЕЛОСИПЕДОВ КАРЕТОЧНЫЕ ЧАШКИ ОТКРУЧИВАЮТСЯ ПО ХОДУ КРУЧЕНИЯ ПЕДАЛЕЙ!

То есть, сидя на велосипеде, чашка справа откручивается ПО ЧАСОВОЙ стрелке, а чашка слева – ПРОТИВ. Проще говоря, в какую сторону педали крутите – в ту и откручивайте.

КАК ОТКРУТИТЬ ПРИКИПЕВШУЮ КАРЕТКУ?

Отмечу, что каретки, которые долго не обслуживались выкрутить тяжело. Нужно приложить огромную силу. И если это ваш случай – попробуйте набрызгать на резьбу смазку типа «жидкий ключ» или wd-40. Когда она проникнет внутрь, возможно, корячиться не придётся.

WD-40
WD-40

Также если не откручивается с одной стороны – попробуйте с другой. Не знаю от чего это зависит, но это работает! 😊

Возможно, вам поможет длинный рычаг. Есть торцевые ключи под квадрат, вот такой вороток с шириной квадрата 13мм:

Вороток 13мм.
Вороток 13мм.
Откручивание каретки шестигранным ключом
Откручивание каретки шестигранным ключом

Он вставляется в паз съемника справа. Иногда проще открутить не разводным, а накидным ключом на 24 мм. Вот таким:

Накидной ключ 24 мм.
Накидной ключ 24 мм.
Для того, чтобы ручка не врезалась в руки. обмотайте её тряпкой в несколько слоёв.

КОНТРАГАЙКА, НУЖНА ЛИ ОНА?

Нельзя не упомянуть про контрагайку со стороны левого шатуна. Обычно её ставят на старые картриджные каретки, чтобы отцентрировать каретку. На моём велике она также была.

Контрагайка велосипедная кареточного узла
Контрагайка велосипедная кареточного узла

Откручивается контргайка по-обычному, против часовой стрелки. Для неё ещё нужен специальный ключ. Но обычно все ставят в паз отвертку и долбят молотком :) Короче, эта гайка-тот ещё стресс.

Для кареток на промышленных подшипниках она не нужна. Смело можете её выкинуть.

ДЕЛАЕМ ФИКСИРУЮЩИЙ БОЛТ

Поскольку съемник никак не закрепляется, нужно придумать конструкцию с болтом и прижимной шайбой, чтобы зафиксировать. Это нужно, чтобы нечаянно не сорвать шлицы на чашках. А также, чтобы нечаянно не убиться от чрезмерной натуги 😊

Болт М8 с гайкой для закрепления съемника каретки.
Болт М8 с гайкой для закрепления съемника каретки.

Нужно найти болт М8, идентичный тому, который вкручивается в шатуны. Только с длинной ножкой. Вся конструкция должна выглядеть примерно так:

Зафиксированная каретка готова к откручиванию
Зафиксированная каретка готова к откручиванию

Обратите внимание, что длины болта может не хватить на левый шатун, или, наоборот, он будет слишком длинный для правого. Нужно подобрать гайки-проставки нужной ширины для того и другого.

Открученная каретка
Открученная каретка
Откручиваем чашку с другой стороны
Откручиваем чашку с другой стороны
Готово! :)
Готово! :)

ДИАГНОСТИКА

Если всё сделано правильно, всё начнёт откручиваться. Если не помогает даже заливка смазкой, несите в веломастерскую.

Разные случаи бывают. Например, в одном видео на youtube у автора не откручивалась каретка по причине изначально неправильной установки «не по резьбе». Резьбу сорвало – всё «окаменело».

Когда я впервые вытащил свою каретку, выяснилось, что она картриджного типа фирмы NECO. Вот такая:

Старая каретка Neco
Старая каретка Neco

В ней были шарики в сепараторном кольце по обе стороны чашек. Внешне всё выглядело хорошо, за исключением «закуса» на конусном выступе оси.

"Закус" - выработка на оси каретки
"Закус" - выработка на оси каретки

Мною было принято решение каретку менять. Для этого я отправился с ней в магазин, поскольку совсем не разбирался в вопросе.

ПОДБИРАЕМ ЗАМЕНУ

Оказалось, что кареточная ось может быть разной длины. Моя была 118 мм, а есть каретки со 113 – 124 мм. Длина каретки напрямую зависит от «линии цепи» и того, как насаживаются шатуны.

Также длина зависит от размера кареточного стакана. На большинстве велосипедов это 68 мм. А на фэтбайках – больше. Для них и делают каретки с большим валом.

Пример стакана каретки 68 мм и длины самой её 124 мм.
Пример стакана каретки 68 мм и длины самой её 124 мм.

Что такое «линия цепи» — это оптимальное положение цепи по отношению к звёздам и переключателям, так что обеспечивается свободное переключение скоростей. Если «линия цепи» перекошена, тогда очень сложно настроить переключатели.

Линия цепи
Линия цепи

Или, например, если настроить задний – передний не сможешь. Поэтому желательно использовать каретку длины, идентичной предыдущей.

Следующий момент — это насадка шатунов. Допустим, вы решили с кареткой сменить и шатуны. Например, с неразборного тройника на разборный.

Пример системы с разборными звёздами
Пример системы с разборными звёздами

Нужно учитывать как шатуны «садятся на квадрат». Бывает так, что предыдущие стальные углублялись практически до упора, а новые алюминиевые, выступают наружу на 2-3 мм с каждой стороны.

В этом случае придётся перенастраивать переключатели, либо выбирать каретку меньшей длины. Если стояла, допустим, 118 мм, то нужна на 113,5 мм.

ОБСЛУЖИВАНИЕ КАРЕТКИ

В магазине оказалась только одна подходящая каретка на промах. Марки KENLI. Она отходила более 3-х лет и ничего с ней не сделалось. Могу рекомендовать.

Каретка Kenli 118 мм
Каретка Kenli 118 мм

Но чистить её сложно, поскольку подшипники несъемные. Они хорошо запрессованы на ось, а между ними – металлический полый цилиндр.

Подшипник каретки
Подшипник каретки

Лучшее, что можно сделать: снять наружные пыльники, промыть под струёй воды, чтобы вымыть песок.

Затем сверху добавить (вдавить внутрь) смазку для подшипников (продается в веломагазинах) и вернуть на место пыльники. Вот такое обслуживание.

Такую смазку добавляем в подшипники!
Такую смазку добавляем в подшипники!
В этом свете картриджные насыпные каретки выглядят более привлекательными для обслуживания. Их можно разобрать до мелких частей и промыть.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОКУПКЕ

Приобретая каретку на промподшипниках, обратите внимание на люфты внешних обойм самих подшипников. Их не должно быть.

В продаже есть, как закрытые каретки с металлическим цилиндром по центру, так и открытые (без него) – просто ось с подшипниками.

Каретка открытого и закрытого типа
Каретка открытого и закрытого типа

Первые тяжело обслуживать, а вторые больше подвержены песку и грязи. Хотя, откуда взяться песку в центре каретки? Разве что через открытый подседельный штырь насыпать? 😊

Лично мое мнение, что нет разницы как выглядит механизм.

Средняя стоимость каретки на промах ~350-1200 рублей, что не так дорого. Брендовые типа Shimano – дороже. Но раз в три сезона можно и заменить.

ИТОГ

Сборку совершать в обратном порядке. Рекомендую потуже затягивать чашки каретки, потому что они имеют тенденцию разбалтываться. Можно намотать на часть резьбы немного тонкой сантехнической ленты для герметизации труб.

Лента для труб
Лента для труб

Не забудьте добавить на резьбу стакана каретки и чашек, графитную смазку. Чтобы каретка не прикипала и лучше откручивалась.

Кареточный стакан, резьба
Кареточный стакан, резьба
Добавляем графитную смазку в кареточный стакан
Добавляем графитную смазку в кареточный стакан

Желательно обслуживать подшипники каждый сезон, а также после трипов по бездорожью, дождю, песку и солёной воде.

При бездействии шарики внутри ржавеют, а каретка начинает плохо крутиться. Также наблюдаются хрусты, скрипы и люфты. Об этом я в начале упоминал.

Ну, вот так, вкратце. Надеюсь, эта информация вам поможет. Если понравилось – поставьте лайк и подпишитесь на канал. Нам будет приятно. Так мы поймём, что наш труд не напрасен.

Возможно, для вас также будет актуальна статья про раскручивание и обслуживание трещотки. Вот она:

Пишите в комментариях любые вопросы, рекомендации и советы. С интересом почитаем.

С уважением, Андрей и Лена.

Канал велопутешествий и походов.

┌──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┐

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС!

🔵 TELEGRAM: https://t.me/velo_kanal

🇻 VK: https://vk.com/velokanal

▶ YOUTUBE: https://youtube.com/@velokanal

🏩 INSTAGRAM: http://www.instagram.com/velo_kanal

🎁 ДОНАТ И О НАС: https://dzen.ru/b/Y9vse-zBEGucbcV8

└──────── ⋆⋅☆⋅⋆ ────────┘