Здравствуйте товарищи. У нас 14 книга/сезон из цикла «Ругон-Маккары» под названием «Творчество». Данная история рассказывает нам о жизни Клода Лантье – сына Жервезы Купо из предыдущей книги. В данном произведении Эмиль Золя описал, можно сказать, свой опыт молодости, когда он защищал в прессе творчество Эдуарда и Клода Моне. Ну что ж, перейдём к сюжету.
Париж. Клод Лантье, начинающий художник, встречает на улице девушку Кристину, которая ехала в прислуги к одной пожилой даме и заблудилась. Проникшись такой трогательной историей, художник даёт ей ночлег. Наутро, заметив небольшую наготу Кристины в постели, Клод берётся за холст чтобы её нарисовать. Та просыпается смущённая и не даёт закончить картину, покинув помещение. Клод встречает своих друзей детства – Пьера Сандоза, начинающего писателя, и Дюбюша, начинающего скульптора. Все вместе они пытаются покорить Париж своими творческими порывами. Также, в их компании состоят Магудо, Ганьер, Фажероль и Жори. Их бунтарская натура пытается бросить вызов Салону – устоявшемуся предприятию Академии искусств. Каждый пытается привнести своё видение, всё более пытаясь запечатлеть реализм как он есть, в то время, как официальная школа искусств признаёт лишь весёлые и яркие сюжеты и тона. Клод долго не может закончить картину для их общего мероприятия, как вдруг к нему приходит Кристина. Постепенно, между молодыми людьми вспыхивают чувства, и она соглашает быть натурщицей для той самой Картины. Наступает день выставки. Школа «пленэра» (как её прозвали все участники бунтарей) открывает для посетителей разнообразные произведения искусства. Однако, пресытившиеся буржуа совершенно недовольны новыми веяниями и осмеивают каждую картину и скульптуру, в том числе и полотно Клода. Совершенно раздавленный таким провалом, он возвращается домой, где застаёт Кристину. Так выходит, что они отдаются друг другу, полностью признавшись в своих чувствах. Подобная связь выносит свои плоды – девушка беременеет. Уничтоженный отчаянием Клод, решает сбежать вместе с Кристиной и поселиться в домике, в деревне неподалёку. Там происходят самые счастливые четыре года их жизни, когда художник понемногу рисует всё окружающее и продаёт свои творения. Свой побег Клод не сообщил ни одному из друзей. Но, спустя время, он их опять встречает. Сандоз сообщает ему, что ушёл из мэрии и начал работу над своим главным циклом – рассказом жизни обо всех слоях общества (видимо, Золя представил в нём себя). Постепенно, Клоду начинает надоедать такая тихая и спокойная жизнь и его опять начинает тянуть в Париж, чтобы покорить его своим творчеством. Так они опять возвращаются туда, откуда начали.
Клод пытается найти новый сюжет для картины. Все его попытки постоянно ведут к мосту у Ситэ, где он выдумывает свой новый общий сюжет. Однако, работа идёт очень медленно и вяло и постепенно заканчивается крахом. Семья постепенно начинает голодать, так как у Клода угасает его творческий порыв. Нищета выгоняет их в жилище с дырявой крышей. У друзей Клода тоже не всё очень хорошо – Дюбюш сводит концы с концами, пытаясь закончить скульптуру; Магудо женится на старой аптекарше – женщине лёгкого поведения; Фажероль становится буржуазным дельцом, который во всё потакает жюри Академии; Ганьер уходить торговать в лавку игрушек; Жори поступается своими принципами и идёт на попятной у буржуа, выписывая им в газете хвалебные отзывы и получая за это деньги. Более-менее в искусстве реализуется Сандоз, хоть и не без проблем.
Клод всё глубже уходит в искусство, пытаясь написать свой великолепный шедевр, что постепенно отдаляет его от сына и жены. Кристина пытается его вернуть, но безуспешно – картины начинают сводить художника с ума, и он теряет связь с реальностью. Так, он уже не воспринимает свою настоящую жену и всё больше возвращается к написанной женщине. Спустя какое-то время, умирает их сын. Клод, с болью в сердце, пишет картину его трупа, которую потом пытается продвинуть через Фажероля. Путём махинаций и уговоров, картину соглашаются выставить. Но, успеха она не имеет, её даже никто не замечает. Потерянный Клод окончательно уходит в себя.
Некоторое время спустя, художник всё также перебивается с воды на хлеб, рисуя для богатеньких буржуа лёгкую живопись. Кристина просит помощи у Сандоза, как у лучшего друга, чтобы тот попытался его отвлечь от проблем. Но удаётся это с трудом. Сандоз пытается снова собрать всех друзей на званый ужин у себя дома. Приходят почти все, кроме Фажероля и Дюбюша. Там же, подслушав разговор Магудо, Жори и Ганьера, Клод узнаёт, насколько сильно они его ненавидят, возлагая всю вину за свои неудачи на него. Данный факт окончательно убивает художника.
Вечером, после Сандоза, Клод уходит на мост у Ситэ, размышляя о суициде. Всё это замечает Кристина, которая очень за него переживает. Ночью, выбравшись из постели, художник снова идёт в приступе сумасшествия писать свой неудавшийся шедевр. Кристина приходит его забрать, пытаясь соблазнить и привести в чувство, что на мгновение у неё выходит. Клод приходит в себя и видит какое чудовище он нарисовал – женщину с золотыми ногами. Отчаянного и потерянного, его затаскивает в постель Кристина и между ними в последний раз вспыхивает страсть. Однако, под утро Клоду мерещится, что кто-то зовёт его из мастерской и он уходит. Проснувшаяся девушка находит художника повесившимся около своего незаконченного шедевра. Данная вещь лишает её разума, и она попадает в больницу.
На похоронах присутствует очень мало людей. Над всеми приготовлениями хлопочет только Сандоз и Бонгран (престарелый художник). Все остальные друзья даже не приходят. Очень примечательны слова Сандоза в конце всей истории, которые характеризуют и нашу с вами многострадальную реальность: «— Это было предопределено, — размышлял он вполголоса, — избыток активности и самоуверенности в стремлении познать неминуемо должен был ввергнуть нас в сомнения: век, внесший ясность в столь многое, должен был неизбежно закончиться угрозой новой волны мракобесия… Да, вот источник нашего недуга. Мы слишком много обещали, были слишком самонадеянны, слишком верили в победу, в то, что познаем все, и нас одолело нетерпение. Как! Движение замедлилось? За сто лет наука не дала нам еще абсолютной уверенности, совершенного счастья? Так для чего же биться, если все равно никогда всего не постигнешь и если хлеб наш будет всегда горек? Это крушение века, пессимизм терзает нас изнутри, мистицизм затуманивает мозг; мы напрасно тщились прогнать призраки ярким светом анализа, сверхъестественное вновь пошло в наступление, дух легенды бунтует и хочет вновь завладеть нами, воспользовавшись тем, что мы остановились, усталые и полные тревоги… Конечно, я ничего не утверждаю, меня самого раздирают сомнения, и все же мне кажется, что эти последние конвульсии старого религиозного страха можно было предвидеть. Мы — еще не конец, мы — переходная стадия, мы — предтечи… Это меня успокаивает, мне отрадно думать, что мы движемся к торжеству разума и науки.»
В какой-то степени, пророческие слова. Действительно, битвы между рациональным и иррациональным были всегда и будут в дальнейшем. Сейчас, к сожалению, материализм отступил, и мы опять верим в выдуманного боженьку, в сказки. Всё искусство у нас стало вторичным и бестолковым. Но, история повторяется, идёт по спирали и разум однозначно ещё восторжествует. Что можно сказать о данном произведении? Оно поднимает очень важный вопрос – столкновения человека творческого и сухого буржуазного общества. Клод и его друзья пали жертвой франтоватых любителей бумаги и низменных зрелищ. В этой битве никто из них не выстоял (кроме, Сандоза), отдав этому бестолковому миру все свои мечты. Также, и Кристина «погибла», потеряв себя вместе с ним. А сколько в нашем современном мире есть неузнанных авторов, художников, актеров, мастеров искусства, только потому, что не удалось им родиться чьей-то дочерью, или сыном? Бесчисленное множество. Ибо, в этом мире, принадлежащем вульгарному меньшинству, по-другому быть и не может.
Однозначно советую вам эту книгу, не пожалеете.