Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Трагедия на атомной подлодке "К-56" - кто виноват и кого судили?

Оглавление
ПЛАРК К-56
ПЛАРК К-56

Ровно полвека назад - в ночь с 13 на 14 июня 1973 года в акватории Японского моря у мыса Поворотного произошла трагедия - атомная подлодка «К-56» около 1 часа ночи столкнулась с научно-поисковым промысловым судном «Академик Берг».

До сих пор продолжаются споры и дискуссии о том, кто виноват в этом столкновении. Прежде чем изложить позиции и доводы сторон, расскажу о том, что произошло.

Обстоятельства столкновения.

Субмарина после успешной экспериментальной стрельбы крылатыми ракетами, возвращалась на базу в надводном положении.

На борту атомохода находилось два экипажа (штатный и с атомной подлодки К-23) с двумя командирами АПЛ (капитаны II ранга Александр Четырбока и Леонид Хоменко). Старшим на борту был капитан I ранга Ленислав Сучков, заместитель командира 26-й дивизии атомных подлодок.

На мостике нес вахту старший помощник командира капитан III ранга В.А. Петров. Видимость была отличной, поэтому на ПЛ отключили средства навигационной радиолокации (дали им "отдохнуть") и не подавали противотуманные сигналы. Между тем, после прохождения мыса подлодка вошла в плотную полосу тумана. Старпом приказал включить навигационную радиолокационную станцию слишком поздно. В это время произошло столкновение. После сильнейшего удара - в стык между первым и вторым отсеками - во второй (аккумуляторный) отсек АПЛ начала быстро поступать забортная вода, поврежденные аккумуляторы стали выделять ядовитый хлор.

По приказу командира БЧ-5 гвардии капитана II ранга Леонида Пшеничного оперативно задраили переборки. Кроме того, по внутренней связи он приказал операторам реакторной установки заблокировать автоматическую защиту реактора, учитывая, что только на ходу ПЛ сможет бороться за свою живучесть.

Л.М. Пшеничный
Л.М. Пшеничный

Леонид Пшеничный и Ленислав Сучков, оставшиеся в аварийном отсеке, заблокировали выходы, соответственно в 3-й и 1-й отсеки. Герои так и погибли – держась за рукоятки переборочных дверей, не позволив никому их открыть (1). Своими действиями они спасли и лодку, и остальных членов экипажа от неминуемого отравления хлором. Специалисты считают, что это было единственно верное решение. От отравления погибли все находившиеся во втором отсеке 27 моряков - 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. Спаслись 140 человек. АПЛ тоже была спасена, ее посадили на песчаную отмель в районе мыса Гранитного.

БМРТ «Академик Берг».
БМРТ «Академик Берг».

Кто виноват?

Согласно результатам расследования вина была обоюдная.

Причиной трагедии было признано невыполнение судном и АПЛ Международных правил по предупреждению столкновений судов в море, низкая организация вахтенной службы, беспечность капитанов и экипажей.

По международным правилам в сложившейся ситуации подлодка должна была пропустить надводное судно, а те, кто управлял «Академиком Бергом» должны были принять меры к предотвращению столкновения, если видели, что предписанные Правилами действия на подлодке не выполняются. Ни с судна, ни с подлодки не подавались никакие противотуманные сигналы. Радиолокационная станция на К-56 была выключена.

Как отмечалось в книге контр-адмирала Н.Г. Мормуля, когда на сопровождающем крейсере "Владивосток" заметили сближение "Академика Берга" с АПЛ, об этом сообщили на «К-56» (дистанция тогда составляла 22 мили), то посоветовали включить радар и провести по правилам маневр расхождения со встречным судном. Командир К-56 информацию принял к сведению и ушел отдыхать, оставив за себя на мостике старпома. Петров дал команду включить локатор, когда до столкновения оставалось 5 минут. После включения локатора на экране возникли отметки сразу четырех целей, но определять - кто они и куда движутся? - было уже поздно (2).

В свою очередь, на судне тоже проявили преступную беспечность, что следует из показаний капитана судна "Академик Берг" И.П. Марченко:

"После столкновения я сразу же принял управление судном на себя. Здесь же в горячке чуть было не ударил 2-го помощника. Дело в том, что, когда я покинул мостик, он для проверки района на предмет выявления наличия косяков рыбы на 20 градусов самостоятельно изменил курс и не поставил меня об этом в известность".

Капитан 1 ранга в отставке Виктор Титович Ведь, из особого отдела 26-й дивизии подводных лодок, говорил, что команда «Академика Берга» была к тому же не совсем трезвой.

По результатам расследования было принято решение: капитанов от уголовной ответственности освободить и судить тех, кто нес вахту. Полученные доказательства свидетельствовали, что была проявлена беспечность и допущены грубые нарушения установленных правил как со стороны старпома В. Петрова, находившегося на командирской вахте, так и со стороны несшего капитанскую вахту на судне С.В. Куксенко. Но их не судили.

Карта с отметкой места столкновения
Карта с отметкой места столкновения

Почему не судили?

Сегодня мало кто знает, что в советские времена по уголовным делам о воинских преступлениях в соответствии со специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР в обязательном порядке требовалось получить согласие соответствующего начальника на привлечение военнослужащего к уголовной ответственности. На офицеров добро давал министр обороны. Или не давал.

В действиях В. А. Петрова, старпома гвардейской АПЛ «К-56», по выводам предварительного следствия, проведенного военными следователями, однозначно усматривался состав преступной халатности (статья 260 УК РСФСР). Однако Министр обороны СССР А.А. Гречко не дал согласия на привлечение В. Петрова к уголовной ответственности. Многие считают - из-за нежелания огласки ЧП.

Министр обороны согласился с мнением главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова - крови и так много, пусть эта трагедия послужит всем памятным горьким уроком. Что касается 2-го помощника С.В. Куксенко, который нес вахту на "Академике Берге", то уголовное дело в отношении него было прекращено ввиду прекращения дела в отношении его военного коллеги. В.А. Петрова лишь понизили в воинском звании до капитан-лейтенанта.

Погибшим морякам установлен памятник в г. Фокино (б. поселок Тихоокеанский) в Приморском крае.

-5

Список погибших на гвардейской атомной подводной лодке «К-56» 14 июня 1973 года:

Капитан 1-ранга Сучков Ленислав Филиппович

Капитан 2-го ранга Логинов Анатолий Фёдорович

Гвардии капитан 2-го ранга-инженер Пшеничный Леонид Матвеевич

Гвардии капитан 3-го ранга Бацуро Геннадий Васильевич

Гвардии капитан 3-го ранга-инженер Дрюков Пётр Алексеевич

Капитан 3-го ранга Якус Владислав Алексеевич

Майор медицинской службы Климашевский Валерий Семенович

Капитан-лейтенант-инженер Батищев Владимир Григорьевич

Гвардии капитан-лейтенант Василенко Александр Михайлович

Гвардии капитан-лейтенант Климентьев Валерий Семёнович

Гвардии капитан-лейтенант-инженер Пеньков Александр Фёдорович

Гвардии капитан-лейтенант-инженер Цветков Сергей Николаевич

Гвардии старший лейтенант-инженер Марков Анатолий Васильевич

Старший лейтенант Людвиков Валерий Афанасьевич

Гвардии лейтенант Абрамов Анатолий Филиппович

Гвардии мичман Вахрушев Борис Михайлович

Мичман Горюнов Николай Тихонович

Гвардии мичман Самохвалов Валерий Николаевич

Гвардии мичман Семенычев  Павел Васильевич

Мичман Донских Виктор Мелитеевич

Главный старшина Лысенков Александр Сергеевич

Гвардии старшина 1 статьи Чмир Владимир Сергеевич

Гвардии старшина 1 статьи Шамаев Владимир Борисович

Гвардии матрос Симоненко Юрий Михайлович

Гвардии матрос Ахмадеев Салимьян Зайнуллович

Матрос Седых Владимир Алексеевич

Старший инженер ЦНИИ «Гранит» Тельнов Николай Иванович

Светлая память!

(1)У задраенного люка был также обнаружен капитан 2-го ранга А.Ф. Логинов.

(2) Н.Г. Мормуль. Катастрофы под водой: (Гибель подводных лодок в эпоху холодной войны). Мурманск. Элтеко. 2010.