Найти в Дзене

Как Ярило стал богатырём

Оглавление

Начало публикации в статье: Происхождение слова богатырь.

Причины, по которым ярил стали называть богатырями

На самом деле таких причин несколько. И возникли они в разное время. Основная причина заключалась в том, чтобы найти замену словам с корнем «яр», которые изменили свой смысл. В дославянские времена календарный год назывался яром, а с возникновением славянства «яр» как год стал выходить из употребления и заменяться на «год», от слова «годить, угождать».

Это было связано с тем, что славяне изменили порядок правления своей землёй и народом. Скорее всего, обстоятельства сложились так, что правителем стали выбирать того, кто был лучшим из достойных, и срок его правления был значительно увеличен, скорее всего, до 40 лет. Само слово «сорок» имеет много общего с понятием «срок». В русской летописи, там где перечислены сроки правления русских князей, самым продолжительным был у Ярослава — 40 лет.

А до этого система правления была возможно такой, что цари (славы) правили по очереди, как было в своё время в Югославии и сейчас практикуется в Евросоюзе. Также, по очереди, яры выезжали на границу для сторожевой службы. Отсюда следует, что яр — это «ежегодный князь», а слав — «двенадцатилетний царь». Потом цари менялись согласно графику, установленному Колядой, так называемому «Коляды Даром» или «святками», произошедшими от СВЯТого Круга. Этот круг содержал 12 тотемных животных, по числу племён, входящих в сообщество. Каждый год происходила смена правителя, в день зимнего солнцестояния, или на Коляду. Сейчас, в память о том событии, после Коляды, празднуют «святки» — это когда рядятся в разных животных и колядуют. Что интересно, святки длятся ровно 12 дней. Так и появился у славян «год», заменивший «яр».

Изменение «сроков правления» яров привело к тому, что их стало неудобно называть. Так появилось слово «князь», означающее — «правящий» или «старейшина рода». Со временем, переименование дошло и до «ярил». Дольше всех из этой категории продержалось слово «боярин» (находящийся возле князя), но и оно также было заменено на «дворянин» (находящийся при дворе князя).

Исследователь народного культурного наследия белорусов Павел Михайлович Шпилевский (1823 — 1861), работавший под псевдонимом П. Древлянский, дал следующую характеристику «народному герою Яриле»:

«П. Древлянский описывал образ Ярилы (Ярила), как человека на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Если Ярилу изображал парень, зачастую он был голым. Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов, в его руках — колосья. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. Ярило в белорусских праздниках участвует в виде Яры-Ярилихи.»

-2

Ярила, помимо ратной службы на границе, был ещё и частым участником всевозможных брачных игрищ, символизируя собой весну, любовь, зарождение новой жизни. У разных славянских народов были свои обычаи и порядки, связанные с поиском невесты или суженного. С приходом христианства, многие славянские обычаи были названы бесовскими, и с ними стали вести непримиримую борьбу. Как известно, Крестителем Руси был киевский князь Владимир — Красно Солнышко. Что интересно, в русских былинах про богатырей, как правило, фигурирует один и тот же князь — Владимир. Вполне возможно, с именем князя Владимира связано и появление на Святой Руси (крещёной) слова «богатырь», как замена дохристианскому «яриле».

Косвенным подтверждением этому является текст в «Повести временных лет», связанный с главным князем русских былин — Владимиром Святославичем:

«… а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в этом, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.»

«В лето 6499 (991 год). Владимир заложил город Белгород, и набрал для него людей из иных городов, и свел в него много людей, ибо любил город этот.»

Если не брать в расчёт «моральный облик князя», который насилия над женщинами не творил, а обладал таким мастерством обольщения, что и замужние и просто девицы не могли перед ним устоять и шли за князем «словно на поводке». В этой фразе из русской летописи стоит обратить внимание на количество наложниц в разных городах и местах. Рассмотрим подробнее указанные места. В Википедии можно найти следующую информацию:

«Берестово — историческая местность Киева.

Находится между Липками, Кловом, Зверинцем и Днепровскими склонами. Бывшее княжеское село. Было расположено на территории парка Славы и верхней части Киево-Печерской Лавры. Название — от деревьев породы берест.

В Берестове находился загородный дворец великого князя киевского Владимира Святославича, который здесь и умер.»

«Вышгород, расположенный в 16 верстах от Киева, вверх по Днепру, впервые упомнянут под 946 годом как город княгини Ольги, в который поступала треть древлянской дани. Он был её любимым местом и городом, обустройству которого она посвящала много забот.»

«Белгород — город на юге средней полосы европейской части России. Расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах Белгородского водохранилища, рек Везелки и Северский Донец.

Город возник на месте Северского городища (Роменская культура), расположенного на меловой горе, вблизи впадения реки Везелицы в Северский Донец. Северское городище — селение восточных славян (северян), которые пришли сюда не позже VIII века. Господство нахлынувших в эти места с юга племён аланов сменилось властью воинственных кочевников-хазаров и печенегов. Поселение вероятно было разрушено в начале X века кочевниками печенегами.

В 884 году кочевников оттеснила дружина киевского князя Олега. В 965 году земли в верховьях Северского Донца были окончательно присоединены к Переяславскому княжеству, по ним прошла его восточная граница.»

Обратим внимание на то, что в киевской резиденции князя — Берестове было 200 наложниц, и численность княжеской (боярской) дружины была тоже 200 человек. А в других городах, Вышгороде (16 верст от Киева) и Белгороде (500 верст от Киева) по 300 наложниц. Если сложить элитную часть полка — княжескую дружину и богатырскую (дюжую) сотню, то тоже получается число 300.

Почему именно Берестово, Вышгород и Белгород стали центрами, в которых держал своих наложниц князь Владимир? Ведь городов в Киевской Руси было значительно больше. Несмотря на всю «охочесть» князя до женского пола, он не мог устраивать «оргии с дружиной» там где хотел. Славянские обычаи не позволяли этого делать где попало. И если в пригороде Киева — Берестове было 200 наложниц, ровно по числу княжеских бояр вместе с князем, то вряд ли эти «развесёлые девицы» были киевлянками. Потому что Киев был главным городом славянского племени полян. А у полян были строгие обычаи в отношении семьи и брака. Полянские юноши и девушки имели высоконравственное воспитание.

«Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают.»

© «Повесть временных лет».

Потому киевский князь не стал устраивать «притон» в самом Киеве, а убрал его подальше с глаз людских в Берестово. Возникает вопрос, если киевлянки были недоступными и стыдливыми, то кем и откуда были наложницы в Берестове? Ответ на этот вопрос дают города Вышгород и Белгород. Как сказано в описании этих городов, в Вышгороде собиралась дань с земли Древлянской, а в Белгороде — с земли Северской. И что при этом гласит русская летопись:

«А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.»

© «Повесть временных лет».

Ключевым для выбора «места для наложниц» было «отсутствие браков у тех славянских племён». Брак, это когда по закону одна женщина принадлежит одному мужчине при соблюдении обратной взаимности. Отсутствие браков у древлян и северян, давало право князю и его ярилам вольно обращаться с молодыми девицами этих племён. Подобное можно встретить и в  современном обществе — поведение в стиле «шаляй-валяй», которое называется почему-то «гражданским браком».

Скорее всего, «владимирский гарем» в Берестово был набран из девиц древлянского и северского племён, по числу бояр в 200 человек. Не стоит исключать и того, что лучшие из трёхсот древлянок в Вышгороде и лучшие из трёхсот северянок в Белгороде пополняли «сообщество развесёлых девиц» в Берестово. Возникает вопрос: кто занимался «комплектованием» вышгородского и белгородского «гаремов» для конников князя Владимира?

Ответ на этот вопрос напрашивается сам по себе. Яриловские пограничные сотни с двух полков (Киевского великокняжеского и Переяславского (Белгородского) княжеского), имевшие по сто удалых, отчаянных и не женатых молодцов, участвовали в различных брачных играх, проявляя свою удаль и лихость молодецкую в «поимке невест».

В те времена древлянские девушки уже с детства знали, что им предстоит, когда они повзрослеют. И чтобы не достаться в руки кому попало, они готовились к тому, чтобы «их умыкнули у воды». Этих «русалок», по всей видимости, было не так просто поймать у реки и завладеть ими. Мало того, они ещё могли и утопить незадачливого жениха. Ведь сказано в летописи, что древляне с лёгкостью убивали. По всей видимости, образ Ярилы в виде голого юноши на коне, как раз олицетворяет «ловца русалок» в Древлянской земле. Ведь рассказал об этом белорус-этнограф, носивший псевдоним «Древлянский». И конь тому смельчаку был подмогой, с ним проще было «не погибнуть в воде» от рук русалок.

Венок на голове Ярилы символизирует собой другой «брачный обычай», практикуемый у иных славянских племён, в частности у северян. В статье «Кем был Иван Купала и его роль в истории России» рассказывается о «брачных играх», которые были заведены у многих славян, в том числе и у северян:

«После всех проверок и отборов начинались собственно игры в догонялки по выбору невест. Игры проводились затемно, а пойманная девушка уже считалась замужней и второй раз ловить её было нельзя.

Чтобы в темноте не ошибиться, у незамужних девушек на голове был венок, который хорошо различим даже ночью. После того, как девушку ловили, она отдавала венок своему жениху и он надевал его себе на голову, а избранницу брал за руку. Девушка без венка на голове в «брачных догонялках» уже не участвовала. Что интересно, и молодой парень с венком на голове, также, в играх участия больше не принимал и вторую невесту на этом празднестве заиметь уже не мог. В ходе этих игр формировались пары, по взаимной любви, либо по согласию, добытому в честном поединке (догонялках), у всех на виду.

Правила были просты и понятны для всех.

Те девушки, которым не посчастливилось быть пойманной, после игр отправляли свой венок в реку, в надежде на то, что через год ей обязательно повезёт.»

Образ Ярилы, сформированный в народе, ясно указывает на то, что он принимал участие в «добывании невест» как у северян, так и у древлян, в строгом соответствии с обычаями этих племён. Не будем забывать о том, что это всё происходило в дохристианские времена, в соответствии с существовавшими тогда обычаями. Поэтому, вполне вероятно то, что в Вышгороде и Белгороде ярилами были собраны «невесты» на весь комплект «княжеского полка», то есть по 300 «наложниц» в каждом городе. Из этих городов и поступали самые лучшие древлянки и северянки в Киевское Берестово, которых, по всей видимости, бояре увозили с собой (которые более всего понравились).

С принятием христианства, «княжеские загулы с дружиной» были прекращены. Сошла на нет и «добыча невест» в Вышгороде и Белгороде. Однако, службу на заставах никто не отменял.

Ярилы продолжили свой тяжкий, опасный и почётный ратный труд по защите рубежей. Но вот название «ярило», связанное с языческими бесчинствами и вакханалиями, требовалось заменить более пристойным и соответствующим духу времени. Тут, как раз, подошло ещё одно качество Ярилы — бог плодородия. Вот и стал тогда «ярило» — «богатырём». А произошло это на границе язычества и христианства, как раз во времена Владимира, ставшего самым популярным князем всех русских былин.

Подтверждением тому, что богатыри на заставах командовали именно сотнями, а не какими-то другими подразделениями, служит название первой пограничной реки Русской земли — Волги. Да-да, именно Волги. Потому что, в старину Волга не впадала в Каспийское море, а была притоком Камы, которая тогда называлась — РА.

Как известно, славяне пользовались алфавитным счётом. И сочетание РА означало число 101.

И если принять во внимание то, что богатыри стояли на заставах, имея в своём распоряжении сто бойцов или сотню (рубеж номер сто); застава стояла на берегу реки Кама или вернее Ра (рубеж номер сто один); за этим рубежом, за Камой, находились земли татар, самых нежелательных элементов для русских людей времён богатырей.

Что интересно, в советское время, когда гонениям подверглось Православие, как в своё время язычество, было такое понятие — «отправить за 101 километр». 101 километр существовал во всех крупных городах советской эпохи, за который отправляли всех «нежелательных элементов». Уж не старославянское ли понятие «РА» было использовано советскими правоохранителями, чтобы избавить добропорядочных людей от общения с бывшими уголовниками и другими нежелательными элементами? Кто знает, кто знает…

Кстати, если богатыри стояли на берегу «рубежа № 101», а богатырей на Руси было двенадцать, по числу княжеских полков, значит и малых князей (яров) было одиннадцать плюс великий князь и его полк (двенадцатый). Тем самым, на Руси в те времена была столица и одиннадцать княжеских (губернских) городов, имевших свои полки. Исходя из того, что «101 километр» имелся у каждого крупного областного советского города, можно сделать вывод о том, что река РА была не государственной, а административной границей между Русскими княжествами. Тогда возникает вопрос, а как обозначалась «государственная граница» при том же князе Владимире? Не исключено то, что, если административная граница (рубеж 101) называлась «РА», то государственная граница могла именоваться как «княжеский рубеж».

Ответ на этот вопрос можно найти в русских летописях:

«В лето 6500 (992 год)… Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил печенежина руками досмерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.»

© «Повесть временных лет».

Сражение между войсками князя Владимира и печенегами произошло на пограничной реке, разделявшей русские и печенежские владения. Победа досталась князю Владимиру и по этому поводу он основал здесь город Переяславль. Как известно, город Переяславль стоит на реке, называемой Трубеж. Из названия реки видно, что она представляет собой рубеж, с приставкой буквы Т — «Т-рубеж». Согласно славянского счёта, буквой Т обозначается число 300. Отсюда следует то, что название реки Трубеж можно перевести как «рубеж номер 300». И если «рубеж номер 101» был связан с богатырской сотней, то «300-й рубеж» — это однозначно «княжеский рубеж» или государственная граница. Потому что, как мы знаем, численность княжеского полка составляла 300 сабель (200 бояр и 100 богатырских воинов).

Название реки Трубеж, скорее всего, «техническое», а вернее определённый термин. Потому что, рек с таким названием на Руси, как минимум три. Помимо Переяславля-Русского, что под Киевом, на реках, именуемых Трубеж, стоят современный город Рязань (в прошлом Переяславль-Рязанский) и Переславль-Залесский, что в Ярославской области.

Вполне возможно то, что после Крещения Руси, ставшие скандальными «пиршества с девочками» князя Владимира, повлияли на скорейшее переименование «ярил» Киевского (боярская дружина в Киеве, а ярилова сотня в Вышгороде) и Переяславского (боярская дружина в Переяславле, а ярилова сотня в Белгороде) полков в «богатырей». А вот на дальних землях, за Московской заставой (упомянутой в былинах), командиры сотен ещё долгое время оставались ярилами. Ведь город Ярославль, имеющий сразу три корня «яр», «рос» и «слав», происходит от слова Яр. Вполне возможно, что предшественники русского богатыря Алёши Поповича, командира сотни Ростовского полка, где-нибудь на Ярославской заставе, что на берегу Волги (101-го рубежа) у места впадения реки Которосль, на которой стоит Ростов Великий (вытекая из озера Неро), долгое время были ярилами. И это несмотря на то, что город Ярославль был основан сыном Крестителя Руси, Ярославом Владимировичем, именуемым Ярославом Мудрым.

Окончательное переименование ярил в богатырей произошло во время монголо-татарского нашествия в 13-м веке, что и было зафиксировано в русской летописи. Это произошло по причине дискредитации слова «яр» термином «ярлык», означавшим «ханскую грамоту». В 1237 году, когда орда Батыя подошла к Рязани, то монгольский хан поначалу не хотел заводить свою конницу в непроходимые леса. Он послал рязанцам ярлык, с требованием выплаты десятипроцентной дани, тогда город был бы сохранён. Но русские люди в Рязани наотрез отказались что-либо давать «поганому». В наказание за это Рязань была взята штурмом и сожжена, а население города почти полностью перебито. А после взятия Киева в 1240 году, на все Русские земли (включая не занятые монголами Новгород и Псков) был наложен ежегодный налог, ставший тяжким бременем для русских людей.

И это ещё не всё. Русских князей обязали ездить в Ордынскую столицу — город Сарай для прохождения унизительной процедуры — получения «ярлыка на княжение». С помощью этой грамоты-ярлыка, русские князья получали право считаться главными над всеми другими князьями Русской земли, но под властью Ордынского хана. Осквернение слова «яр» монголами привело к тому, что защитники от «поганых» стали именоваться богатырями, все без исключения. А ярилам осталась только сельско-хозяйственная составляющая. Потому как статуса «героя-любовника» их тоже лишили.

Вывод

Былинное слово «богатырь» имеет русские корни «бог» и «богат». Никакой басурманщиной тут и не пахнет. За основу взято старинное славянское слово «ярило», связанное со многими действиями весны, праздника, любви, урожая и изобилия. И прежде всего, Ярило был воином, предшественником богатырей.

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников