Найти тему

Кем был Иван Купала и его роль в истории России

Что мы знаем про Ивана Купалу:

Первое. Имя божества несколько необычное. Как правило у бога есть только имя. Причём у монархов, помазанников Божьих, есть в миру фамилия, имя и отчество, однако их называют только по именам.

У Ивана Купалы есть имя и фамилия, либо прозвище, что идентично. Как-то не вяжется со статусом божества.

Сравнение Ивана Купалы с Иоанном Крестителем может быть не спроста. Ведь Иоанн Предтеча был исторической личностью, и о нём подробно написал иудейский историк 1-го века н. э. Иосиф Флавий.

В связи с этим, допустим, что Иван Купала также был исторической личностью, возможно даже русским или славянским царём. Только жил он настолько давно, что имя его стало мифологическим. Однако его вклад в процветание народа был настолько велик, что люди сохранили в своей памяти не только его имя, но и фамилию.

Второе. Народные гулянья, связанные с выбором невесты, происходят в день летнего солнцестояния.

Заметим, что на Руси свадьбы обычно игрались в основном осенью и зимой, после окончания полевых работ и сбора урожая. Вспомним, что в СССР также летом не было ни одного государственного праздника.

Чтобы понять, почему Иван Купала ввел этот праздник в начале лета, необходимо обратиться к «Повести временных лет». И там мы находим три брачных обычая у славян:

Первый — совсем дикий, сохранившийся лишь у древлян, когда браков не имели, а жён себе умыкали прямо у воды. То есть дефицит невест покрывался похищением молодых девушек из деревень.

Второй — когда проводились игрища и молодые парень с девушкой, заранее договорившись, вступали в брак по взаимному согласию и по любви. По тому обычаю, славянин мог иметь до трёх жён.

Третий — практиковавшийся у полян, когда мужчина мог иметь только одну жену, в соответствии с православной традицией.

Древляне, как известно, жили в лесу. Хотя лесными жителями были не только они, но и многие финно-угорские племена. Эти племена жили в основном охотой и собирательством, строя примитивные жилища на деревьях.

У охотников более ценились сыновья, чем дочери, да и в таких условиях много детей не нарожаешь. Потому у лесных жителей возникал естественный дефицит невест.

А вот у славян таких проблем не было, они строили добротное жильё и имели многодетные семьи. Вот из таких семей и похищали девушек, зазевавшихся у воды, совершенно не спрашивая её желания. Всё это приводило к конфликтам между деревней и лесом.

Третье. Мудрый русский царь Иван Купала решил покончить с этой враждой. Что же он сделал?

Он договорился с правителем лесных жителей о том, чтобы сделать один день в году для проведения брачных игрищ. Когда незамужнюю девушку можно было поймать за руку во время игры в догонялки, и она становилась женой поймавшего её парня. Участие в играх было добровольным, поэтому насильно никто никого в лес не утаскивал. Но и после игры, у пойманной девушки обратного хода уже не было.

Всем понятно, что после брачных игрищ, через какое-то время рождаются дети. И время это известно — 9 месяцев.

Так как в игрищах участвовали лесные жители, уводившие потом своих невест в лес, было необходимостью, чтобы дети рождались не осенью или зимой, а весной, в марте или апреле. Так у них было больше шансов за лето подрасти и окрепнуть, чтобы пережить свою первую зиму в лесу. Именно из-за лесных жителей был выбран день игрищ — конец июня, день летнего солнцестояния.

Четвёртое. Как проходили игры? Если у русских парня и девушки была взаимная любовь, а также договорённость родителей, то участвовать им в играх не было никакой необходимости. Свадьбу можно было сыграть и осенью, традиционно после сбора урожая.

Но если любовь была, а согласия на брак родители не давали, то выход был один — решать свою судьбу и спасать любовь на игрищах. Что нередко и делалось.

Те девушки, которые были ещё молоды или не хотели пока замуж поступали просто, они никуда не ходили из дома в этот день, дело было добровольным.

Однако находились и такие девушки, которым замуж было невтерпёж. Вот они были активными участницами игрищ в этот день.

На карусели обычно не всех пускают, нужно подходить по росту и возрасту. Так и на этом празднике устраивалась определённая проверка. Нужно было прыгнуть через костёр.

Те, у кого не хватало духу прыгнуть, либо смелости, к играм не допускались и уходили домой.

После всех проверок и отборов начинались собственно игры в догонялки по выбору невест. Игры проводились затемно, а пойманная девушка уже считалась замужней и второй раз ловить её было нельзя.

Чтобы в темноте не ошибиться, у незамужних девушек на голове был венок, который хорошо различим даже ночью. После того, как девушку ловили, она отдавала венок своему жениху и он надевал его себе на голову, а избранницу брал за руку. Девушка без венка на голове в «брачных догонялках» уже не участвовала. Что интересно, и молодой парень с венком на голове, также, в играх участия больше не принимал и вторую невесту на этом празднестве заиметь уже не мог. В ходе этих игр формировались пары, по взаимной любви, либо по согласию, добытому в честном поединке (догонялках), у всех на виду.
Правила были просты и понятны для всех.

Те девушки, которым не посчастливилось быть пойманной, после игр отправляли свой венок в реку, в надежде на то, что через год ей обязательно повезёт.

Однако, для тех девиц, которым совсем уже было невтерпёж, существовал запасной вариант. Нужно было после полуночи пойти в лес и искать там цветок папоротника. Папоротник — это растение, которое не цветёт никогда. Однако, поиск его приносил счастье. И те отчаянные девицы, которые ночью уходили в лес, становились добычей тех неженатых охотников, которые постеснялись участвовать в играх.

Таким образом, был решён не только демографический вопрос, но и снята напряжённость между народами.

Иван Купала примирил враждующие прежде народы и сделал поход в лес и к реке безопасным. Это дело прославило его имя в веках, среди многих народов. И сделало его легендой.

Этот праздник стал почитаемым и самым любимым в русском народе. Днем всеобщего благоденствия, процветания и зарождения новой жизни.

Пятое. На Руси в старину не было денежного обращения. Соответственно не было и наёмных работников. Все вопросы решались в семейном кругу. Чем больше детей было в семье, тем она считалась богаче. Если в русской семье было меньше восьми детей, она считалась бедной и бездетной.

Не каждая женщина в состоянии родить столько детей. По разным причинам. Иван Купала разрешил своим подданным, в случае если женщина не могла больше иметь детей, брать вторую жену.

Это не было многожёнством, как на Востоке, а жизненной необходимостью. Женщина оставалась в семье, она не была брошенной. Только её начинали называть бабой, потому что она не могла больше иметь детей. А вторую жену звали молодая или молодуха, которая продолжила создавать благосостояние своей семьи.

В случае, если и вторая жена становилась бабой раньше времени, то закон допускал и третью молодую жену. Больше было нельзя. Если не повезло, значит не повезло.

Продолжение темы в статье:
Где находится родина Ивана Купалы

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы