Найти в Дзене
Сокол-корабль

Хан Батый. 3 русские былины про ордынского хана.

Монгольское нашествие на Русь было страшным ударом для нашего государства. Десятки сожженных дотла русских городов, тысячи убитых и уведенных в рабство. Навязанная политика борьбы за великокняжеский ярлык мешало консолидации русских князей против общего врага – каждый хотел урвать себе кусочек власти.

Монголы разделяли и властвовали. Русское государство было расколото, древняя столица была полностью сожжена, а бывшие территории Руси были разделены между соседями и начали переходить из рук в руки. Тесные контакты с Европой прервались и Русь на несколько веков попала под вассальную зависимость от Улуса Джучи, Золотой Орды.

Завоевательный поход на Русь и другие земли восточной Европы возглавил внук Чингисхана – Батый. В 1235 году по общему решению знати, вождей и старейшин Орды ему позволили возглавить это страшное нашествие. Бесчисленное воинство несущее за собой только гибель и разрешение настолько сильно поразило наших предков, что Млечный Путь ещё долго называли «
Батыевой Дорогой», ведь сколько на небе звезд, столько войск было у хана.

Хан Батый. Изображение созданное нейросетью. У нейросети странное представление о ханах Золотой Орды.
Хан Батый. Изображение созданное нейросетью. У нейросети странное представление о ханах Золотой Орды.

Своим яростным завоеванием, решительностью подавлять любое сопротивление, и многочисленные зверства закрепили за Батыем в русской книжности прозвища «Безбожный», «Проклятый», «Собака»… Впрочем, «собака», было излюбленным оскорблением у русских, и таким эпитетом наш народ наградил многих врагов Руси, победив которых торжественно проговаривал: «собаке – собачья смерть».

Тем не менее, не смотря на то, что Батый попал в книжность, его упоминания в русском эпосе единичны. Часто он соотносится с царем
Калином. Всего в русском эпосе есть три былинных сюжета (не учитывая вариантов), в которых упоминается Батый.

Интересным является то, что во всех представленных сюжетах зло в лице Батыя побеждается, но не уничтожается – Батый либо признает своё поражение, либо позорно сбегает, но никогда не остается убитым в чистом поле. В былинах в первую очередь прославляется сила и удаль народных героев, а страшный враг убегает посрамленный. В былинах Батый так и не установил своё иго над Русью.

1. Авдотья Рязаночка

Этот былинный сюжет связан с книжной повестью «
О разорении Рязани Батыем». В былине отразилась разрушительность ордынского завоевания – город Рязань сожжен, а все его жители уведены в полон. Осталась лишь одна смелая женщина – Авдотья Рязаночка, бросающая вызов восточному деспоту.

Образ Батыги (часто – Бехмета) в этой былине мало связан со своим историческим прототипом. Он представляет собой демона-демиурга, который способен создавать леса и реки. А победить его можно правильно ответив на его вопрос. Вероятно, наш народ просто наложил на более древний сюжет известные ему события и имена.

Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя. Картина Василия Смирнова. 1883 год
Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя. Картина Василия Смирнова. 1883 год

2. Изгнание Батыя

Былина, которая во многом связана с былиной про противостояние Ильи Муромца и царя Калина.
Батый Батыевич здесь назван царем, который поднимает в поход на Русь сорок царей и сорок королей. Однако надо же объявить Руси о своем походе и выставить условия, поэтому начинается былина с поиска человека, который знает русскую речь:

«Ой вы, гой еси, мурзы-бурзы, татарови!
Кто умеет говорить русским языком, человеческим?
Кто бы съездил ко городу ко Киеву,
Ко ласковому князю Владимиру,
Отвез бы ему посольский лист, ярлык скорописчатый?»


Интересным является то, что в варианте былины, записанной в Архангельском уезде в 1849 году, Батый прибывает со своим войском на кораблях. Сторонники альтернативной истории используют этот вариант в качестве доказательства того, что не было никаких монголов, а на самом деле это был какой-то враг из-за моря. Однако это единичный вариант и Батый или Калин Царь чаще всего приводят свои войска на Русь посуху.

В конце долгого противостояния между войском Батыя и русскими богатырями Илью Муромца заковывают в цепи и ведут к Батыю. Тот предлагает Илье Муромцу служить ему:

«После же мне, как Владимиру,
Неизменно и верно, ровно три года!»


На что получает жесткий ответ:

«А была бы у меня сабля острая,
Послужил бы по твоей шее татарская»


Оскорбленный предложением Батыя Илья Муромец впадает в ярость и разбивает всё ордынское войско. Охваченный ужасом Батый сбегает посрамленным.

Хан Батый на средневековом рисунке. Уже чуть больше похоже на правду, но на страшного азиатского деспота всё ещё не сильно похож.
Хан Батый на средневековом рисунке. Уже чуть больше похоже на правду, но на страшного азиатского деспота всё ещё не сильно похож.

3. Василий Игнатьевич и Батыга

Удивительная по контрастности зачина и собственно сюжета былина. Зачин это мрачное, поэтичное и колдовское предсказание о страшном горе, нависшем над русской землей…
И сам сюжет о том, как
пьяница Василий Игнатьевич хитростью разбивает всё войско Батыги.

Пожалуй, эта былина яркий пример настоящего русского юмора – рассказывать с серьезным и мрачным лицом, постепенно сводя всё к абсурду.

Батый подступает к столице Руси со своими тремя сподвижниками – сыном, богатырем Таракашкой и черным дьяком-выдумщиком. Войско производит много шума, из-за чего похмельная голова Василия начинает болеть. Избавиться от шума Василий решает радикально – стреляет из лука и сносит стрелами головы всей свиты Батыги.

Батыга посылает своих стражников в царев кабак, чтобы те привели пьяницу-богатыря. И Василий решает схитрить – говорит, что раз он так легко сгубил лучших войнов Батыги, то значит ему можно доверять и взять к себе на службу. С силищей Василия Батыга легко завоюет Русь!

А за службу попросил всего-то экзотичный коктейль от похмелья – смешать в чаре зелена вина, медов сладких и крепкого пива.

Победив с помощью этого зелья похмелье, Василий входит в полную силу и разбивает всё войско Батыги.

И в очередной раз опозоренный и униженный Батыга убегает, приговаривая:

«Не дай бог детям моим,
Не дай детям моим, да внучатам
А на Руси бывать, да с Русью воевать!»

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.