Найти тему

Как запустить онлайн курс или создать свою онлайн школу без налоговых проблем (на основе налоговых аудитов онлайн-школ и обучающих курсов)

В этой статье приведен подробный разбор налоговых и юридических проблем предпринимателей, занимающихся образовательной деятельностью онлайн (на основе налоговых аудитов онлайн-школ и экспертных обучающих курсов).

Обычное вроде дело сделать всё как все - открыть самостоятельно ИП, подключить бухгалтерию банка, отправить заявление на патент, запустить онлайн-курс, продавать и получать доход.

Я обожаю эти иллюзии экспертов, что я зарегистрирую ИП и этим все налоговые вопросы к себе закрою. Или я оферту скопирую из инета и буду по ней работать. Или я от банка бухгалтерию подключу и она мне все налоги посчитает, декларацию отправит.

В итоге при обращении к профессиональному бухгалтеру на налоговом аудите всплывают ошибки, которые грозят серьезными штрафами, а предприниматель даже не подозревает о них.

___________________________________________________________________________________

Налоговый аудит полезен тем, кто ведёт бухгалтерию самостоятельно или с помощью банковских сервисов. Аудит не предполагает ежемесячного обслуживания, проводится раз в квартал, полугодие, год - по мере необходимости. Я смотрю банковскую выписку, книги доходов, проверяю расчеты и отвечаю на текущие вопросы по налогам.

Аудит необходим, чтобы поправить ошибки в бухгалтерии и решить накопившееся вопросы. Это про взрослую позицию в своем деле и бережное отношение к нему с налоговой и юридической стороны.

___________________________________________________________________________________

В это сложно поверить, но аудит налогового учета - популярная услуга в этом месяце. Мне немного странно, что за аудитом приходят после сдачи годовой отчетности, но безумно радует и воодушевляет, что предприниматели видят ценность в этой процедуре.

Сейчас самый разгар камеральных налоговых проверок у всех ИП, кто сдал налоговые декларации по упрощенке (подробнее про проверки ИП в этом посте), и навести порядок в бухгалтерии никогда не поздно.

Какие проблемные точки в бухгалтерии я наблюдаю регулярно

1. Начнём с самого начала - с момента регистрации ИП, с ОКВЭДов для образовательной деятельности.

О том, как зарегистрировать ИП без подводных камней у меня есть большой подробный гайд, скачать его легко по этой ссылке, в нем четко сформулированы шаги, которые нужно пройти, чтобы стать легальным предпринимателем.

Для сферы образования в кодах ОКВЭД есть один большой раздел, в котором выделены разные виды образования. Вот на этом этапе начинается путаница - что выбрать:

85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

или 85.42 Образование профессиональное дополнительное.

Принципиальная разница в том, что ИП осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Т.е. по программам профессионального образования они обучать не могут.

Соответственно, для ИП, открывающего образовательную деятельность, подходят только коды из раздела 85.41.

А вот когда ИП указывает второй код в качестве основного вида деятельности, летят истории про то, что банк спрашивает лицензию и блокирует расчетный счет, налоговая спрашивает лицензию и проводит проверку. И начинает казаться, что они придираются, ведь ИП, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, по закону имеют право работать без лицензии. Но на самом деле, они считывают информацию из кода ОКВЭД.

По опыту работы с ИП из ниши онлайн образования из разных регионов нашей страны, я знаю, что в некоторых регионах действуют налоговый каникулы для вновь зарегистрированных ИП именно для образовательной деятельности. И тут тоже очень важно, какой именно основной ОКВЭД указан при регистрации ИП. Например, пониженные ставки налогов в Московской обл., Свердловской обл., Пермском край, Орловской обл. и др. Проверяйте региональные законы, чтобы быть в курсе и применять пониженные ставки налогов. Налоговая или банковская бухгалтерия вам не расскажут о том, что можно платить меньше налогов.

2. Теперь к тому, что сложнее и противоречивее.

Онлайн касса нужна всем!

При расчетах с физическими лицами, предприниматели обязаны выдать своим клиентам кассовый чек. При этом очень важно понимать, что квитанция эквайринга (например, Юмани или КлаудКассир или пр.др.) не заменяет чек онлайн-кассы, это не один и тот же чек!

И вот когда вы слышите, что на патентной системе налогообложения можно работать без онлайн-кассы, это правда. Но у этой правды есть подводные камни, которые 9 из 10 экспертов не принимают во внимание.

Освобождение от применения онлайн-кассы действует при:

"условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона".

Т.е. клиенту нужно выдать некий документ, содержащий список обязательных реквизитов, который подтверждает расчеты между ним и ИП (вместо кассового чека).

Вот тут часто эксперты ошибочно считают, что квитанции эквайринга в данном случае достаточно. Не достаточно. Квитанция эквайринга не подходит, потому что в ней не содержатся все обязательные реквизиты, которые требуется указать по Закону.

От предпринимателей я слышу: "ну ладно, квитанции сделаем задним числом, при проверке, когда спросят" и пр. отмазки, чтобы не связываться с онлайн-кассой. А теперь представьте, пожалуйста, объем платежей, которые вы планируете получать от клиентов. Если это 5-10 оплат в месяц, ок, можете не заморачиваться на онлайн-кассу и в случае чего и правда сделать и отправить клиенту квитанцию вручную.

А если планируете прием 50 оплат? А больше? Оцените объем. Задним числом в срочном порядке при запросе налоговой большой объем вручную делать будет себе дороже. Именно поэтому, несмотря на такое легальное послабление, я предлагаю своим клиентам-собственникам онлайн-школ и экспертам, проводящим наставничество и онлайн-курсы, максимально автоматизировать процесс приёма платежей с помощью онлайн-кассы или платежной системы, выдающей чеки.

Пример одной из таких платежных систем - Робокасса. На тарифе Робочеки эта платежная система работает как эквайринг и как онлайн-касса, т.е. принимает платеж и отправляет чек покупателю. Максимально удобно, когда отдельную онлайн-кассу ставить дорого. Я сама лично использую этот сервис приема онлайн-платежей, поэтому рекомендую его и своим клиентам. Подключиться к сервису с максимальной скидкой удобнее всего по этой ссылке. С промокодом 01elshestakova первые три месяца у вас будет комиссия 2,9% вместо стандартной 3,9%.

Обратите внимание, что платежные системы с функцией выдачи чеков формируют чек, если платеж прошел через эту платежную систему. Т.е. отдельно чек через Робокассу сформировать нельзя.

Разберём на примере:

На запуске онлайн-курса при оплате подключены рассрочки Тинькофф или любого другого брокера. Деньги при оплате через рассрочки приходят напрямую на расчетный счет ИП. И вот по таким платежам также обязательно формировать кассовый чек для клиента. Если у вас подключена платежная система с функцией выдачи чека, но платеж прошел отдельно через рассрочку от Тинькофф, то клиенту нужно либо отправить чек, пробитый на собственной онлайн-кассе, либо сформировать документ, подтверждающий оплату, о котором я написала чуть выше. И вот в такой ситуации мы опять возвращаемся к обязательному подключению собственной онлайн-кассы.

В итоге для законного приема платежей при запуске онлайн-курса самое удобное подключить платежную систему с функцией выдачи чека по типу Робокассы, Продамус и Гетпей, но если планируется оплата через рассрочки сторонних сервисов, то придется подключить онлайн-кассу.

3. Патентная система налогообложения

В инфобизнесе все работают по патенту на услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых. Так называемый патент на обучение.

Его подвох кроется в том, что на патент переводится только образовательная деятельность ИП. Что это значит? Что по патенту ИП должен учитывать доходы только от образовательной деятельности.

Как налоговый консультант, я вам с уверенностью скажу, что разовые консультации, реклама, продажи методичек и записей вебинаров - это не образовательная деятельность, а значит учитывать доходы от их продаж таких услуг по патенту - большая ошибка.

Образовательная деятельность - это деятельность по реализации образовательных программ. Всё остальное идёт мимо патента и учитывается по другой системе налогообложения, которая есть у ИП (как правило, это УСН).

Есть еще один важный нюанс работы с Патентом, о нем я подробно написала в статье "Как потерять более 3,5 млн.руб. на патентной системе налогообложения".

4. Переходим к самому сложному и противоречивому - включению в доходы расходов платежных систем.

Суть в том, что при пользовании платежными системами (Юмани, Робокасса, Продамус и пр.) или другими эквайрингами (Тинькофф, Сбер) на расчетный счет ИП доходы поступают за минусом комиссий этих платежных систем. При расчете налога следует эти комиссии в сумме дохода восстановить, включить их в налогооблагаемую базу.

Налоги с комиссий - возмутительно!

Согласна. В такой формулировке никакого желания признавать комиссии своим доходом и платить с них налог нет.

А если чуть вникнуть, может всё встанет на свои места?

Онлайн курс стоит 5000 руб. Оплату ИП получает на свой расчетный счет через платежную систему. Клиент купил курс и оплатил 5000 руб., а расчетный счет пришло 4805 руб. Вопрос: доход ИП какой? Правильно, 5000 руб. Потому что платежная система берёт свою комиссию за перевод платежа (эти 195 руб.).

Это точно такой же расход, как например, комиссия банка за обслуживание р/с. Помимо этого есть расходы на з/п сотрудникам, налоги, аренду и др. расходы. Вопрос: если в налоговой системе заложено правило, что налог уплачивается с суммы дохода, то какой доход брать для расчета налогов? Правильно, 5000 руб.

Ошибочно полагать, что доход - это то, что упало на р/с. Доход для расчета налога - это налогооблагаемая база, порядок расчета который прописан в Налоговом кодексе РФ. А комиссии платежных систем в данном случае - расход ИП, который не вычитается из дохода на патентной и упрощенной (Доходы) системах налогообложения.

___________________________________________________________________________________

В каждом налоговом аудите образовательной деятельности я обязательно фиксирую один из этих пунктов. Как думаете какой чаще всего?

Помимо этих трех есть еще проблемные точки, на последнем аудите я зафиксировала 9!

Думаете, ИП, которые приходят на налоговый аудит или бухгалтерское сопровождение, не могут сами свой доход на 6% умножить, чтобы налог посчитать?

МОГУТ

А ЗАЧЕМ ТОГДА ОНИ ПРИХОДЯТ К БУХГАЛТЕРУ?

Чем более некомпетентен человек в какой-то области, тем сложнее ему определить границу своей некомпетентности. Прикол в том, что когда не хватает компетенций и предприниматель принимает решение, основанное на своем личном опыте или на поверхностных знаниях, это решение чаще всего мимо. И это не про то, что предпринимателю пофиг на своё дело, на свой бизнес, который он упорно выстраивает. Это про отсутствие картинки целиком.

Предприниматель видит дырки, а проблему в целом решить не может. Получается там не доработал, тут не докрутил, а потом ушел с головой в свою работу и бросил заниматься этим долбанным патентом, онлайн кассой и налогами.

А потом опять вспомнил, опять какую-то дырку закрыл и забил.

Ну вы поняли, тут по кругу.

Потому что нет системы, нет времени, нет компетенций.

Системный подход рулит. Даже в правовом поле. Не получится только зарегистрировать ИП и не разобраться с онлайн кассой. Или делегировать команде и не выстроить с ней отношения (заключить договоры).

Это как делать план продаж без управленческого учета, когда нет данных по расходам и целей по доходам. Как его составить? Никак.

По этой ссылке анкета записи на консультацию по налогообложению. Заполняете данные о вашей деятельности, я с вами связываюсь и определяемся как я могу помочь вашему бизнесу.

Считать налоги без бухгалтера - это выбор. Быть уверенным в безопасности своего дела - тоже. Делайте свой.

А если вы работаете хотя бы с одним самозанятым, делегируете ему определенные задачи, обязательно прочтите мою статью о том, Как работать с самозанятыми в новых реалиях

____________________________________________________________________________________

Больше про налоги и финансы ИП я рассказываю в своём канале. Подписывайтесь по ссылке и наведите порядок в бухгалтерии и налогах раньше, чем налоговая придет к вам с проверкой.

Я всегда на связи - Елена Шестакова, бухгалтер, аттестованный налоговый консультант - бухгалтерское обслуживание, консультации по налогам, регистрация предпринимателей.