О начале Великой Отечественной войны говорилось и писалось много, поэтому здесь изложен взгляд автора, сложившийся после начала СВО.
Вся критика в адрес руководства РККА в начале войны сводится к двум основным тезисам:
1. Армия выведена в полевые лагеря
2. Общая неготовность армии выдержать «первый удар».
И здесь мы приходим к обычно забываемому (в пылу словесных и книжных баталий) термину «предполье». Воды с тех пор уже утекло много, очевидцев, переживших первые дни войны и уцелевших в последующей мясорубке, практически не осталось, поэтому и спросить, собственно говоря, некого.
Нам остались лишь мемуары военачальников. И, кроме них, остались воспоминания солдат и командиров низшего и среднего звена «для своих». Только немногие из них писали свои воспоминания «для публики». Хотя позднее эти воспоминания стали известны широкому кругу читателей.
Поэтому сейчас мы можем только анализировать ставшие достоянием истории события и на их основе пытаться воссоздать причинно-следственные связи, претворившиеся в жизнь в этих событиях…
Итак, «предполье».
«Назначение предполья — задержать наступающего противника с целью выигрыша времени и измотать его в период подхода к оборонительной полосе. Условия местности и обстановки могут приводить к самым разнообразным решениям обороняющейся стороны по организации предполья. Глубина предполья может значительно колебаться. (В.Н. Курдюмов, генерал-лейтенант, начальник Управления боевой подготовки Красной Армии, РГВА, ф. 4, оп. 18, д. 60, л. 37 — 44.)
Добавим от себя, что предполье ещё необходимо обороняющейся стороне для манёвра артиллерией – возможность вести «отсекающий и упреждающий огонь» по противнику, не подставляя под этот огонь своих.
Поэтому вывод частей перед самой войной «в летние лагеря» мог иметь своей целью именно создание предполья.
А ещё – вывести войска из казарм, где они в условиях большой скученности представляли лёгкую добычу для вражеской авиации. – В воспоминаниях участников обороны Брестской крепости это проговаривается так: войска в казармах – воздушная тревога-бомбовый удар-частичная паника-отход к укреплениям-оборона.
Здесь нельзя не вспомнить героическое сопротивление наших пограничников – с лёгким стрелковым вооружением, гранатами и бутылками с зажигательной смесью они встали на пути «танковых клиньев прорыва» вермахта, хотя их задача по условиям мирного времени – это всего лишь противодействие незаконному пересечению госграницы отдельными лицами или группами лиц.
Нужно ли говорить, что 90% бойцов западных погранзастав пали смертью храбрых, выполняя свой долг, задержав насколько было возможно (и невозможно тоже) рвущиеся через нашу границу части вермахта.
И, конечно, нельзя забывать ещё одно – вывод частей в лагеря мог иметь своей целью и увод армии от «гражданского жилья», поскольку «военные городки» стояли на окраинах городов – и не в традициях русской армии прятаться за спинами мирного населения.
Кстати, рассмотренный выше мотив «предполья» играет ПРОТИВ выводов В.Суворова о подготовке первого удара частями РККА через границу – наступающей армии «предполье» не нужно, что и продемонстрировала немецкая армия в первые часы и дни войны.
Однако, тогда встаёт вполне естественный вопрос – почему же «не сыграла» эта тактика так, как было рассчитано? И ответ здесь кроется в совершенно новой тактике, использованной немецкой армией (в отличие от Первой мировой войны).
Она заключалась в создании очень мобильных «танковых клиньев прорыва», а потому трудно угадываемых «танкоопасных направлений», которые нужно прикрывать противотанковой артиллерией, поскольку, будучи равномерно рассредоточенной по линии возможного удара, артиллерия этот удар сдержать не сможет.
И перед войной (мы можем это видеть из воспоминаний) были созданы «артиллерийские парки», артиллерию которых, видимо, предполагалось оперативно перебрасывать на угрожаемые участки. Тот же мотив, видимо, присутствовал и при подобном сосредоточении танков.
Однако, «танковые клинья прорыва» вермахта поломали весь расклад, да и авианалёт в 04-15 22 июня 1941 года сильно смешал карты. И получилось то, что получилось…
Теперь, таким же образом, можно попробовать взглянуть на начало СВО – когда на протяжении 8 лет (после присоединения Крыма, начала АТО и референдумов в ЛДНР) Украина создавала и создала мощные и глубоко эшелонированные укрепрайоны на «ужатых» границах «мятежных» ЛДНР, сосредоточив «за ними» к 2022 году 200-тысячную группировку войск и бронетехники. Роль предполья должна была, видимо, выполнять зона линии разграничения.
И, создав и обустроив эти укрепрайоны, Украина начала «дёргать тигра за усы». Тогда кратно выросли обстрелы территории ЛДНР. Зачем?– Так ответов тут может быть только два:
первый – чтобы (при отсутствии реакции России) самим нанести удар по ЛДНР и «окончательно решить вопрос» с ними, а заодно и нанести «удар возмездия» по российским Ростову-Таганрогу (за предшествующую поддержку Россией ЛДНР).
второй – чтобы спровоцировать Россию на нанесение первого удара, который натолкнётся на уже подготовленные укрепрайоны, дальше должен был последовать (исходя из логики и тактики ВОВ) штурм «в лоб» укрепрайонов российскими войсками, потери, потери, позор неудачи и т.д.
Однако, Россия здесь переиграла украинских и НАТОвских гениев тактики и стратегии – не было ожидавшегося «штурма в лоб», российская армия и ополчение ЛДНР, остановились ПЕРЕД укрепрайонами и стали методично перемалывать живую силу и технику хохлов артиллерией, авиацией и РСЗО.
А хохлы попали в собственную ловушку – отойти с постоянно и плотно обстреливаемых (даже хорошо и надолго подготовленных и укреплённых ими позиций) для сокращения своих потерь (как в ВОВ) нельзя – эти позиции тут же будут заняты российской армией.
И тогда 8 лет трудов (по созданию укрепрайонов) пойдут насмарку, именно поэтому для них остался единственный вариант – удерживать эти позиции любой ценой, не считаясь со своими потерями, что мы, собственно, и наблюдаем в настоящее время.
Теперь два слова о численности укроармии и её перспективах на будущее. Если опираться на теорию «пассионарности» Л.Н.Гумилёва, то можно получить оценку численности пассионарной части населения б.Украины.
Исходя из 2% от численности всего населения, это даёт нам приблизительно 800 000 человек от населения в 40 млн. человек (до всех событий). Что выглядит вполне закономерно, ибо «пассионарные» личности никуда не побежали – ни на Запад, ни на Восток – они остались защищать «ридну неньку». Они породили нацбаты типа «Кракена», «Азова» и т.д. – наиболее мотивированные (в просторечии – «упоротые») воинские части, плюс к этому, вероятно, можно добавить тысяч 200 жертв оголтелой антирусской пропаганды, расцветшей буйным цветом после 2014 года. Суммарно – всего около 1 миллиона человек, из которых, вероятно, на конец апреля 2023 года убыло безвозвратно около 200 000 душ.
Остаются ещё примерно 800 тысяч военных, не считая мобилизованных на улицах. Это к вопросу о сроках завершения СВО и будущих перспективах. Зато по итогу СВО мы можем получить напрочь лишённую антирусских «пассионариев» территорию с пассивным населением, практически неспособным к мало-мальски организованному сопротивлению новым реалиям.
Теперь о Красных линиях и ТЯО, ЯО, СЯО
Россия, безусловно, всеми этими средствами обладает, но здесь стоит вспомнить досточтимого Ивана Андреевича Крылова:
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас —
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».-
«Эх, эх! — ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!»
А теперь на минуту представим, что слон, отреагировав, как того ожидала Моська, стал бы гоняться за ней – в городе, заметьте – вы количество жертв и разрушений хорошо представляете? – А то, что за этим воспоследовало бы? – Слона, естественно объявили бы бешеным… ну, а дальше…сами понимаете…
Поэтому нынешняя сдержанность России – это, к сожалению, удел «больших и сильных» – не обращать внимания на мелкие укусы, будь то атака БПЛА по Кремлю (не причинившая реально никакого урона, кроме, возможно, урона «имиджевого») или эпизодические удары по приграничным территориям. Однако, такие удары выявляют прорехи ПВО и дают России редкую возможность закрыть эти дыры ДО большого конфликта. Здесь опять «играет» принцип «меньшего из зол».
Всё вышесказанное поэтому минимизирует наши возможные жертвы и потери, и не даёт «зелёного света» Большой войне, на которую нас (Россию) усиленно провоцируют…
Автор - Старый Каа