Четыре причины, по которым я терпеть не могу «лучшую RPG современности»
Напоминаем, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции. А может и совпадать.
Уже много лет серия The Elders Scrolls остается одним из эталонов для многих поклонников ролевых игр. Ею принято восхищаться, ее принято восхвалять за масштабность и амбициозность. А в разговорах об отдельных TES часто можно услышать, что это игры, в которых легко потеряться на долгие месяцы (если не годы). Особенно много елея фанаты льют на уже давнюю Morrowind и куда более новую Skyrim. Если насчет первой мы спорить не готовы, хотя бы потому, что давно не бывали в Морровинде, то в величии второй очень сомневаемся. И вот почему…
В Skyrim однотипные квесты, скучный сюжет и персонажи
Извините за тавтологию, но от фэнтезийной игры все же ждешь какой-то фантазии. Конечно, существует куча стереотипного фэнтези, будто выращенного в одном инкубаторе, но мы же говорим не о рандомном клоне D&D, а об одной из главных RPG-серий современности. Уж тут-то сценаристы должны были бы придумать что-то новое и интересное, правда?
На деле Skyrim практически полностью состоит из жанровых клише и элементов, уже отработанных в предыдущих частях сериала. Загадочное пророчество, возвращение древнего врага, драконы — когда понимаешь, что придется следующие -дцать часов провести в унылом хай-фэнтези-месиве, становится тоскливо.
Положение могли бы спасти дополнительные элементы. Например, конфликт между сторонниками империи и повстанцами-нордами, но тут возникает другая проблема. В этой войне сложно выбрать сторону, потому что с обеих сторон вас ждут невыносимо душные персонажи. Да и сюжетная линия, связанная с борьбой за освобождение Скайрима, написана не особенно увлекательно.
Наконец, в Skyrim вообще большие проблемы с интересными квестами. Поначалу, когда только погружаешься в игру, этого не замечаешь, но постепенно становится все более и более очевидно, что задания, подземелья, пресловутые «приключения под каждым кустом» — все очень однообразно и сделано, опять-таки, без особой фантазии. Можно было бы, конечно, вспомнить про «тайное» Темное братство (о котором знает любой, кто играл хоть в одну TES) или возможность стать оборотнем, но все это было в предыдущих частях. Когда-то это было ново и свежо, но со временем успело основательно приесться.
Это очень затянутая игра
Возражений по поводу того, что Skyrim огромна, нет. Это действительно гигантская игра в невероятно большом мире. Но, с придыханием обсуждая размеры пятой TES, фанаты часто забывают одну важную вещь: огромная продолжительность и необъятная карта не делают игру интересной сами по себе. Нужно, чтобы в этом бескрайнем мире хотелось оставаться, чтобы он преподносил какие-то сюрпризы. Чтобы, вспоминая затянувшееся на многие десятки часов прохождение, игрок не осознавал вдруг, что все эти часы слились в одно серое пятно.
Но, в сочетании с унылым сюжетом и однотипными квестами, продолжительность Skyrim оказывает именно такой эффект. Однообразная, но короткая игра вполне может быть очень неплохой, потому что не успевает надоесть. Длинная и разнообразная — тоже славное сочетание. Но в Skyrim совершенно обратная история. Тут добираешься до первой драки с Альдуином, немало времени потратив по пути на исследование мира и выполнение необязательных квестов и успев порядком устать. Негодный дракон, несмотря на приложенные усилия, оставляет от тебя мокрое место, и ты понимаешь, что нужно бы еще подкачаться. Не страшно — конец ведь точно уже близок, и надо только преодолеть финишную прямую. На всякий случай ты все-таки проверяешь свою догадку в интернете и с ужасом узнаешь, что на самом деле до финала еще пилить и пилить. А у тебя и так уже не осталось сил на эту бессмысленную беготню, потому что Skyrim — действительно чудовищно затянутая и однообразная игра.
В Skyrim очень скучная боевка
Обычному игроку в Skyrim приходится драться очень много, как и практически в любой другой случайно взятой ролевой игре. Но мало где сражения с врагами обставлены так же нелепо и скучно, как тут.
Надо признать, что в этом смысле разработчики изначально находились в невыгодном положении. Качественно сделать ближний бой от первого лица — задача не такая уж простая, и решить ее удается считанным единицам. Bethesda к их числу, увы, не относится. Боевка всегда была одним из наиболее слабых элементов The Elder Scrolls, и про Skyrim можно сказать то же самое. Основной принцип сражения здесь: ковыряй, врага, пока не сдохнет. Даже играть колдуном, который повелевает стихиями, довольно быстро становится скучно. Да еще и приходится тратить кучу времени на квесты по спасению здешнего Хогвартса, чтобы тебе дали изучить более мощные заклинания. А потом минут по 40 бегать в поисках одного из преподавателей, который обучает нужному волшебству, потому что все NPC в TES традиционно на одно лицо и постоянно шляются бог весть где.
Поэтому сражения в Skyrim со временем приучаешься просто… терпеть. Не очень, правда, понятно, зачем, учитывая, какая беда в игре со всем остальным. Но и это еще не все претензии, которые успели накопиться, потому что...
Крики — чудовищно тупая идея
Наконец, осталось сказать несколько слов про одну из основ геймплея Skyrim — драконьи крики. Потому что, если хоть немного задуматься, станет понятно, что это абсолютно идиотская механика. Действие The Elder Scrolls разворачивается в мире, где существует самая настоящая магия, где у границ мира смертных рыщут хитрые демоны — даэдры, — желающие поработить людей, где душу поверженного врага можно заточить в кристалл и заставить служить себе. А одна из главных фич Skyrim… возможность орать на врагов? Серьезно?
Кроме того, с криками есть и чисто лорные проблемы. Игроку их представляют как язык самих драконов, в котором слово материально. Это практически исходный код творения: прикажи, и горы сдвинутся с места, а солнце побежит в обратную сторону. Но какие именно возможности дают крики в самой игре? Позволяют толкать противников? На время повышать статы союзников? Разгонять облака?!
Большая часть чудесных воплей — просто немного видоизмененные заклинания в сомнительной сюжетной обертке. Получается вдвойне обиднее: и с эстетической точки зрения затея так себе, и с чисто геймплейной — сплошное разочарование.
Skyrim — это целая вселенная упущенных возможностей. Это огромные амбиции и ресурсы, которые почему-то не смогли породить ничего, кроме скучнейшего дженерика с кривыми геймплейными механиками и скучным сюжетом. Это игра, создатели которой так гнались за количеством контента, что совершенно забыли о его качестве. Короче говоря, Skyrim — одна из самых переоцененных игр в истории жанра, и убедить меня в обратном не сможет никто.