В Москве 10 направлений пригородного железнодорожного сообщения. На каждом из них есть определенные проблемы и неудобства. Но одно из них - вне конкуренции по степени абсурдности и издевательства по отношению к собственным пассажирам. Как вы уже догадались, речь идет о Ленинградском направлении. Оно связывает центр Москвы и крупнейший за пределами МКАД ее район - 300-тысячный Зеленоград, а также 250-тысячные Химки и еще несколько подмосковных городов поменьше. Уже через несколько месяцев направление станет частью МЦД-3 и обзаведется гордым статусом "наземного метро".
Нет, я не буду писать про постоянные на протяжении последних 15 лет отмены электричек, связанные то с реконструкцией путей под Сапсаны, то со строительством МЦД. Это, конечно, создает большие неудобства пассажирам, но хотя бы понятно, ради чего это делается. Гораздо больше возмущает и вызывает непонимание другое. Ленинградка внутри Москвы пересекает 8(!!!) линий метро - 3 кольцевые и 5 радиальных. Это больше, чем у любого из остальных девяти направлений. Но нормальной пересадки нет НИ НА ОДНУ из них. Причем ладно еще, если бы станции метро были расположены далеко от железной дороги, как это получилось у МЦК с некоторыми радиальными линиями. Но нет! Все линии имеют удачно расположенные для пересадок на электричку станции. И только 30-летний пофигизм Правительства Москвы и больших железнодорожных начальников является причиной этого абсурдного явления. Расскажу о 3 самых абсурдных "пересадочных" станциях Ленинградки.
1. Петровско-Разумовская
Недопересадка на метро появилась здесь в 1991 году, вместе со строительством станции Петровско-Разумовская Серпуховско-Тимирязевской линии. Вестибюль станции расположился в 50 метрах от железнодорожных путей - здорово же! Но проблема была в том, что одноименная железнодорожная платформа находилась в 550 м по Ж.-Д. в сторону области. Где до сих пор и находится. Переместить платформу - копейки по сравнению со строительством метро. Более того, за прошедшие 32 года платформу 2 раза реконструировали, т.е. фактически перестраивали заново....на старом месте. В 1990-е и 2000-е переносу мешал рынок (да, в лужковскую эпоху рынки были важнее транспортных узлов и трогать их ради такой "ерунды" было недопустимо!), в середине 2010-х рынок ликвидировали, и объявили о создании крупного ТПУ, объединяющего Ленинградское и Савеловское направления Мосузла и 2 станции метро (в 2016 году на Петровско-Разумовскую пришла еще и Люблинско-Дмитровская линия). Но эти планы пока так и остаются планами. Сейчас на Петровско-Разумовской развернуты масштабные строительные работы - но строят не ТПУ, а новую автодорогу и реконструируют путепровод Дмитровского шоссе. А люди, по-прежнему, тратят 8-10 минут на ходьбу по пыльной дороге до метро.
2. Рижская
С Рижской все еще трагичнее. Если с Петровско-Разумовской чиновники действуют по принципу "не жили хорошо, нечего и начинать", то в советское время на Рижской была относительно удобная пересадка на метро. Короткий путь от платформы до Рижской площади проходил по Малому Крестовскому путепроводу. Но в начале 1990-х по нему проложили газопровод и для пешеходов он стал закрыт. И все! Ходите теперь 18-минутным крюком по огромному шумному мосту Проспекта Мира, где даже не везде есть тротуар! Таким образом, пересадка на метро фактически исчезла - ее даже перестали рисовать на схемах. Сегодня здесь могла бы быть удобная пересадка также сразу на 2 линии метро - старую Калужско-Рижскую и новую Большую Кольцевую. Дептранс Москвы и РЖД кормят пассажиров обещаниями о строительстве огромного ТПУ и длинной пешеходной галереи от платформы Ленинградского направления через станцию Рижская МЦД-2/МЦД-4 до метро. В ноябре прошлого года Рижскую Ленинградского направления закрыли на реконструкцию. Но за полгода там так ничего и не начали строить. И учитывая масштаб проекта ТПУ - в ближайшие 2 года ожидать открытия удобной пересадки не стоит.
3. Ховрино
Ну хорошо, старые станции вы трогать не торопитесь. Но можно же сделать удобную пересадку при строительстве абсолютно нового ТПУ, где одновременно с нуля строятся и метро и железнодорожная платформа? Можно, если это не Ленинградское направление :) Между метро и пригородной платформой Ховрино по прямой 300 м - не совсем прям близко, но терпимо. Но как же нужно было умудриться испоганить эту пересадку, чтобы она получилась чуть ли не дольше, чем 550-метровая пересадка на Петровско-Разумовской! От метро до платформы пассажиры здесь идут самыми изощренными зигзагами, а на пути им встречаются 2 (!!) светофора. Это надо еще поискать в Москве место, где на 300-метровом участке пути будут 2 регулируемых пешеходных перехода. А нужно было всего-то продлить подземный переход от северного выхода из метро на 150 метров в сторону железной дороги. Вроде бы, изначально так и планировали сделать. Но потом решили сэкономить. И через 3 месяца они будут это гордо называть "пересадкой между подземным и наземным метро". Позор!
И бонус: Химки-2
В нежелании создавать удобства пассажирам на Ленинградском направлении от Москвы не отстает и Московская область. Чего стоит только 15-летняя мрачная и запутанная история с созданием остановочного пункта Химки-2. Вокруг его предполагаемого места строительства проживает большая часть населения 250-тысячных Химок. Там же находится крупный ТРЦ Мега и могла бы быть удобная пересадка на наземный транспорт в аэропорт Шереметьево, до которого всего 5 км. Официальная причина откладывания строительства заключается в судебных спорах по поводу земли, на которой планировали разместить ТПУ. Однако, довожу до сведения чиновников и железнодорожников, что для организации остановочного пункта нужен не огромный стеклянный "дворец" с торговлей, парковкой и прочими ништяками, а всего лишь стандартная пассажирская платформа, которая прекрасно уместится в полосе отвода железной дороги, и переход через пути (он, кстати, уже построен). Но, видимо, им не интересно заниматься проектом, который не предусматривает огромных инвестиций и не позволит дополнительно зарабатывать на пассажирах. А химчане еще много лет будут продолжать стоять в пробках, чтобы доехать до метро.
Я описал главную проблему Ленинградки не только как эксперт по транспортному планированию, но и как постоянный пассажир этого направления. У нас отличный подвижной состав - комфортные "Ласточки", удачная трассировка линии, хороший скоростной потенциал. Но отсутствие нормальных пересадок перечеркивает все эти преимущества. И громкий проект МЦД-3 без них не будет иметь никакого смысла. Хочется верить, что чиновники, отвечающие за него, это понимают.