После потери двух Тихоокеанских эскадр в русско-японской войне несколько тысяч морского побережья на Дальнем Востоке остались практически без защиты. Немногочисленные уцелевшие броненосцы и крейсера из Владивостокского отряда и интернированных кораблей после войны вернулись на Балтику. Остатки кораблей и судов вошли в состав немногочисленной Сибирской флотилии. Несколько скрашивали ситуацию восстановившиеся хорошие отношения с Японией, теперь безусловным гегемоном региона, и уход Китая в очередной революционный период.
Ранее для охраны Амура выделялись отдельные корабли Сибирской флотилии, а также вооруженные пароходы Амурско-Уссурийской казачьей флотилии, Пограничной стражи и военного ведомства. 5 июля 1906 года Советом Государственной обороны принято Постановление об образовании Амурской речной флотилии. Приказом по Морскому ведомству от 28 ноября 1908 г. все амурские суда, причисленные к Сибирской флотилии, были объединены в Амурскую речную флотилию с оперативным подчинением её командующему войсками Приамурского военного округа.
Царское правительство приняло меры для усиления защиты Приморья. На Сормовском заводе построили 10 речных канонерских лодок с малой осадкой («Бурят», «Орочанин», «Монгол», «Вогул», «Сибиряк», «Корел», «Киргиз», «Калмык», «Зырянин» и «Вотяк»). Их перевезли по железной дороге и собрали в 1907-1909 годах в Сретенске.
Для Амурской речной флотилии в 1906 году было решено построить еще восемь речных бронированных канонерских лодок типа «Шквал». Благодаря им граница по Амуру оказалась надежно прикрыта на несколько десятилетий. Проект был подготовлен инженерами Н. Кутейниковым и П. Беляевым. По техзаданию осадка ограничивалась 120-140 см, запаса топлива должно было хватить на переход Благовещенск-Хабаровск и обратно. Эта серия канонерок стала первыми надводными военными кораблями с дизельными двигателями.
Строительством кораблей занимался Балтийский завод, затем лодки по частям везли по железной дороге на Дальний Восток, где Н. Кутейниковым в Осиповском затоне неподалеку от Хабаровска была организована база для их сборки. Окончательную сборку проводили в Хабаровске. Корабли получили имена в честь различных явлений непогоды-«Шквал»; «Шторм»; «Смерч»; «Гроза»; «Вихрь»; «Тайфун»; «Вьюга»; «Ураган».
Бронированная канонерская лодка под наименованием «Вьюга» была заложена 14.07.1907 на Балтийском заводе в СПб. Секциями ее перевезли на Дальний Восток, собрали и 29 июля 1909 года она была спущена на воду в поселке Кокуй на реке Шилка. Вошла в состав Амурской речной флотилии 14 сентября 1910 года.
Водоизмещение 976 тонн. Длина 70,98 м (наибольшая). Ширина 12,8 м. Осадка 1,45 м наибольшая.
Бронирование 76 мм (главный пояс)
Двигатели 4 дизеля Коломенского завода или завода «Людвиг Нобель», 4 х 260—250 л. с. Движитель 4 трёхлопастных гребных винта. Скорость хода 11,3 узла. Дальность плавания 6000 миль на 8 узлах. Экипаж 117 человек.
Вооружение 2x1 152-мм/50 ОСЗ образца 1908 года, 2x2 120-мм/50 обр. 1905 г. 2x1 47-мм пушки Гочкиса, 6x1 пулемётов Максима
К началу Первой мировой войны в состав флотилии входили 8 канонерок 2-го ранга, 10 канлодок 3-го ранга, 10 посыльных судов, 3 парохода, несколько портовых плавсредств и барж, более 1500 человек личного состава. В августе 1914 года все башенные лодки разоружили и сдали в порт. В строю оставались только «Шквал» и «Смерч». Двенадцать 152 мм и часть 120 мм ушли на фронт и обратно не возвратились. С семи канлодок сняли по два главных дизеля для строившихся подводных лодок типа «Барс» (оснастили 14 подлодок). Обратно эти двигатели тоже не вернулись
6 декабря 1917 года Амурская речная флотилия стала красной. Канонерку и ряд других кораблей в Хабаровске 7 сентября 1918 года захватили японцы в ходе интервенции. 17 февраля 1920 года корабль был захвачен красными партизанами и вновь поднял красный флаг. 22-23 декабря 1921 года корабли в Хабаровске были ненадолго захвачены белоповстанческой армией Приамурского края, а 14 февраля 1922 года отбиты «красными» частями Народно-революционной армии Дальневосточной Республики (НРА ДВР).
Восстановление Амурской флотилии началось весной 1921 года, когда закончились восстановительные работы на канонерках “Вогул” и “Сибиряк”, «Шторм» и «Ураган». «Вьюгу» летом 1921 года переоборудовали в плавбатарею с четырьмя 120 мм и двумя 76 мм пушками.
24 апреля 1922 года «Вьюга» был переименован в «Свердлов». В 1927-1928 годах прошел капитальный ремонт и модернизация, после чего канонерская лодка была переклассифицирована в монитор с вооружением из четырех 152 мм в башнях и 6 пулеметов.
«Свердло́в» ( до 24 апреля 1922 года «Вьюга»). Балтийский завод, Санкт-Петербург. Строительство начато 14 августа 1907 года. Спущен на воду 29 июня 1909 года. Введён в эксплуатацию 14 сентября 1910 года
Водоизмещение стандартное 963,9 тонн нормальное 965,9 тонн, полное 1100 тонн. Длина 70,98 м. Ширина 12,8 м. Высота верхней палубы 0,736 м палубы бака 1,35 м, палубы юта 1,0 м, ходового мостика 3,66 м, КДП (дальномерного поста) 6,39 м, клотика 15,35 м. Осадка 1,61 м
Бронирование-главный бортовой пояс 76 мм (13-100 шп.), 13 мм (0-13 шп. и 100-115 шп.), верхняя палуба 19 мм, траверсы 9,4 мм (13 и 100 шп.), боевая рубка: крыша — 19 мм, боковые стенки 50,8 мм
Движитель- 4 трёхлопастных винта. Скорость хода против течения 9 узлов, по течению 14,7 узлов. Дальность плавания 11 100 км по течению со скоростью хода 24,5 км/ч.
Вооружение- 4 х 1 152-мм/50 обр. 1908 г. на 1944 год (боекомплект: 600 и 200 в перегруз). Зенитная артиллерия 1-2 × 37-мм 70-К (боекомплект 3000 и 200 в кранцах), зенитные пулемёты: 1-2 × 12,7-мм ДК, 1-2 × 12,7-мм ДШК
Вооружение при постройке состояло из двух 152 мм пушек Обуховского завода образца 1908 года с дальностью 95 кбт, скорострельностью 5 выстрелов в минуту и боекомплектом 40 выстрелов (по другим данным общий-300 выстрелов), и четырех 120 мм орудий Виккерса с дальностью стрельбы 82 кбт, скорострельностью 6 выстрелов в минуту и боекомплектом 50 выстрелов (по другим данным общий-800 выстрелов). Кроме того имелось шесть пулеметов 7,62 мм. Корабль нес прожектор 60 см и радиотелеграф обр.1909 мощностью 2 квт.
В 1945 году монитор имел вооружение из четырех 152-мм орудий Обуховского завода образца 1908 года длиной 50 калибров ( боекомплект 600 снарядов на четыре орудия) в четырех башнях, 2 x 1 x 85-мм зенитные пушки 90-К, 2 х 1 x 37-мм 70-К (3 000 снарядов на два орудия), 2 х 1 ДШК и 2 х 1 ДК; экипаж 156 человек.
Корабль мог принять на борт: три танка Т-26; 10 76-мм орудий 1927 года (780 кг); 15 45-мм орудий (425 кг); 5 122-мм гаубиц (1485 кг), личного состава десанта 350 человек.
Монитор имел прибор управления стрельбой главного калибра схемы Гейслера, обеспечивающей прицельную наводку орудий, дальномеры ДМ-4, ДМ-1,5, ДМ-0,7.
Корпус монитора для защиты от мин и скал имел второе дно между 13 и 93 шпангоутами, а также бортовые переборки между 22 и 93 шпангоутами. Корпус делился на 11 водонепроницаемых отсеков.
Силовая установка «Свердло́ва»- два дизеля 38-КР-8 мощностью 800 л. с. и два 38-В-8 мощностью 685 л. с., а также вспомогательный котёл системы Вагнера паропроизводительностью 350 кг/ч. Движители корабля- четыре трёхлопастных гребных винта с двумя электродвигателями для реверса гребных валов ГП-58-12 мощностью 126 кВт. Запас топлива нормальный 90 тонн, полный 100 тонн, максимальный 103 тонны. Мазут для котла 22 тонны. Запас воды 1,5 тонны.Время подготовки машин к походу-нормальное 12 минут, экстренное 5 минут.
Электросистема - два дизель-генератора Д-58-8 мощностью 126 кВт, три дизель-генератора МП-545-2/3 мощностью 41 кВт; три дизель-генератора ТП-14 мощностью 11 кВт; напряжение 110 В постоянного тока.
Два пожарных центробежных насоса производительностью 30 т/ч при давлении 18 кг/см². Водоотливные средства- 12 водоструйных эжекторов производительностью 80 т/ч при давлении 18 кг/см².
На борту -один катер с мотором ЗИС-5 и два шестивёсельных яла.
Основным испытанием для бронированных канонерских лодок после гражданской войны стал конфликт 1929 года на КВЖД. Построенная в начале века Китайско-Восточная железная дорога Чита-Порт-Артур находилась в собственности Российской империи, а затем СССР как советско-китайского предприятие. Она проходила по территории Манчжурии и обслуживалась гражданами СССР.
К концу 20-х годов ситуация вокруг КВЖД резко обострилась. Объединивший почти весь Китай глава Гоминьдана Чан Кай Ши пошел на обострение отношений с СССР, пользуясь в этом полной поддержкой местного генерала-милитариста Чжан Сюэляна (сына устраненного ранее враждебного нам Чжан Цзолиня). Весной 1929 года китайскими властями были арестованы свыше 2000 советских граждан (рабочие и служащие КВЖД, сотрудники консульства в Харбине и другие), свыше десяти человек были обезглавлены. Китайцы захватили управление над КВЖД.
Под командованием Чжан Сюэляна находилась Мукденская армия в 300 000 человек, кроме того, в приграничном районе находились до 70 тысяч белогвардейцев и 11 кораблей Сунгарийской речной флотилии.
Советские войска насчитывали лишь 16 481 человек и 9 танков, к 31 июля 1929 года они были усилены 52,5 тысяч человек, 249 орудий, 9 танков, 70 самолётов. 6 августа 1929 года была образована Особая Дальневосточная Армия (ОДВА).
В июле 1929 года начались обстрелы советских пароходов и прибрежных населенных пунктов на Амуре и его притоках. 14 августа начались военные действия советских войск. В августе 1929 года монитор «Свердло́в» артиллерийским огнем срывал попытки белогвардейцев переправиться через Амур на советский берег и оказывал огневую поддержку советским десантам.
Дальневосточная флотилия к этому времени- 4 монитора во главе с «Лениным», 4 канонерские лодки, плавбаза гидроавиации «Амур», 3 бронекатера и несколько других судов. Ей противостояла китайская Сунгарийская флотилия из одной мореходной канонерки, 3 речных канонерских лодок, 5 вооруженных пароходов, плавучей батареи и вооруженного транспорта и других судов. .
12 октября началась первый этап Сунгарийской операции (Лахасуская десантная операция). Под Лахасусу огнём артиллерии Дальневосточной военной флотилии (командующий Я. И. Озолин; 14 кораблей: 4 монитора типа «Шквал» («Ленин», «Свердлов», «Сун-Ят-Сен» и «Красный Восток»); 3 канонерские лодки («Пролетарий», «Красное знамя» и «Бурят»); 3 бронекатера («Пика», «Копьё» и «Барс») и 4 тральщика ( бывших буксирных парохода) были подавлены китайские береговые батареи, а советская авиация нанесла удар по кораблям китайской Сунгарийской речной флотилии.
В результате 12 октября 1929 года у г. Лахасусу (Тунцзян) в устье Сунгари произошло полномасштабное артиллерийское сражение, 5 из 11 китайских кораблей были уничтожены, а остальные отошли вверх по течению Сунгари к Фугдину.
На 20-й минуте боя монитор «Свердлов» под командованием П. А. Трайнина потопил канонерскую лодку «Ли-Дзи», а через несколько минут меткими залпами повредил аналогичное судно «Ли-Суй» и поджег пароходы «Дзянь-Тай» и «Дзянь-Най». После этого с кораблей Дальневосточной военной флотилии был высажен десант. При поддержке артиллерии красноармейцы 2-й стрелковой дивизии овладели городом Лахасусу, а затем возвратились на советскую территорию. Потери китайских войск составили до 200 убитых и 98 пленных, захвачены плавбаза «Дун-и», 2 речных катера, 4 баржи, 12 орудий; потери советского десанта 5 убитых и 24 раненых.
Однако провокации и обстрелы со стороны белокитайцев продолжались.
30 октября-3 ноября в 60 км выше по течению Сунгари был проведён второй этап Сунгарийской операции, Фугдинская десантная операция. 30 октября 1929 года в устье реки Сунгари вошли 8 кораблей Дальневосточной военной флотилии с десантом, которые уничтожили находившиеся здесь остатки кораблей китайской Сунгарийской флотилии, затем два полка 2-й Приамурской стрелковой дивизии заняли город Фуцзинь (Фугдин), который удерживали до 2 ноября 1929 года, а затем возвратились на советскую территорию.
20 мая 1930 года за отличные действия по разгрому «белокитайцев» флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться Дальневосточной Краснознаменной военной флотилией.
27 января 1931 года Дальневосточная военная флотилия переименована в Краснознамённую Амурскую флотилию.
За активное участие в боях с белокитайцами многие члены экипажа были награждены орденом Красного Знамени, а все моряки получили специальные нагрудные знаки.
В 1934-1935 годах был проведён второй капитальный ремонт монитора с модернизацией. Монитор дополнительно получил две 37 мм пушки и четыре пулемета 12,7 мм ДШК. В 1944 году вместо 12,7 мм пулеметов поставили шесть 20 мм зенитных автоматов Эрликон.
9 августа 1945 года СССР вступил в войну против Японской империи. Монитор «Свердлов» в это время был под командованием капитана 3 ранга Н.И. Недовесова в составе 2-й бригады речных кораблей в районе протоки Нижнее-Спасская.
В составе действующей армии корабль находился с 9 августа по 2 сентября 1945 года, участвовал в Манчжурской наступательной операции.
Для взятия укрепленного города Фуюань был сформирован специальный маневренный отряд в составе части 630-го стрелкового полка (командир майор Иванов) и группы кораблей (мониторы «Дальневосточный комсомолец» (командир капитан 3 ранга П. Г. Мошканцев) и «Свердлов» (командир капитан 3 ранга Н. И. Недовесов), канонерская лодка «Пролетарий» (командир старший лейтенант И. А. Сорнев), 2-й и 3-й отряды бронекатеров, 3-й и 7-й отряды катеров-тральщиков и две плавучие батареи, транспортный отряд ( 6 буксиров, 7 барж, 2 речных тральщика).
9 августа мониторы и бронекатера заняли огневую позицию у острова Маланкин в устье Уссури и в 6-55 открыли огонь по дзотам, наблюдательным пунктам и казармам узла сопротивления Фуюань. В 7-30 батальон высадился на набережной. При артиллерийской поддержке кораблей десантниками Фуюань был взят около 8-00.
10 августа монитор, принял десант, и вместе с другими кораблями в устье реки Гайецзилиань в 19-40 высадил войска на берег и при артиллерийской поддержке мониторов к 21-30 Гайцзикоу (Гайцзу) был взят. Противник оставил город с началом обстрела.
Оборона японцев на правом берегу Амура была уничтожена.
Затем «Свердлов» с другими кораблями 1-й бригады принял участие в боях за город Цзямусы на реке Сунгари. Днем 16 августа с бронекатеров, катеров-тральщиков и мониторов 2-й бригады на пристань Цзямусы были высажены подразделения 632-го стрелкового полка, которые совместно с частями 361-й стрелковой дивизии полностью очистили город от японцев. «Свердлов» уничтожал артиллерийским огнем вражеские укрепления, доты и дзоты, высаживал десанты, осуществлял переброску войск.
17 августа при подходе рейду Саньсин корабли флотилии были обстреляны японской артиллерией с пристани и ружейно-пулеметным огнем с парохода, на котором пытались уйти японцы. Мониторы и бронекатера подавили огневые точки, потопили пароход, а на пристань высадились подразделения 632-го стрелкового полка.
2-й отряд бронекатеров после высадки десанта поднялся вверх по р. Муданьцзян и обнаружил переправу отходящих от Саньсина японских войск. Бронекатера разбили огнем переправу и накрыли японцев залпом реактивной установки, а с мониторов «Ленин», «Свердлов» и «Дальневосточный комсомолец» на пристань высадился десант.
В Харбине была захвачена и разоружена Сунгарийская речная флотилия противника.
Приказом наркома ВМФ от 30 августа 1945 года за проявленные в боях с японскими захватчиками стойкость и мужество, организованность и героизм экипаж монитора был удостоен звания гвардейского.
После войны монитор «Свердлов» еще несколько лет находился в боевом строю в составе 3-й Уссурийской ордена Нахимова бригады речных кораблей Краснознаменной Амурской военной флотилии.
11 июня 1953 года монитор был выведен из боевого состава, а 13 марта 1958–го разоружен и исключен из списков судов флота Советского Союза.
Больше, лучше, подробнее ЗДЕСЬ:
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам