Найти тему
Реплика от скептика

Чижова Е. Терракотовая старуха. Отзыв на роман - очереднкю попытку осмысления 90-х

Фотография автора
Фотография автора

Роман Елены Чижовой «Терракотовая старуха», сразу скажу, понравился мне меньше других, мною читанных – меньше «Полукровки», «Времени женщин», «Орест и сын». Причины этому есть. Если предыдущие её романы рассказывают о времени моих родителей, то есть, многого я сама не знаю, и воспринимаю на веру, то нынешний роман уже о 90-х годах, да и с главной героиней я практически ровесница. В эти сложные годы мне тоже было чуть за 30, маленький ребёнок на руках, и не зарабатывающий муж. Казалось бы, должно быть близко. Но… почему-то с самого начала романа я всё время ощущала какую-то фальшь.
Попробую разобрать, почему.

Героиня романа – филолог, воспитанная на идеалах русской литературы, честная, в общем, типичный гуманитарий-интеллигент. К началу сложных времён она фактически рассталась с мужем, таким же гуманитарием, но только историком. Муж её оказался совершенно не готов к жизненным переменам, а тем более к тому, что надо содержать семью. Он ушёл в свой мир, мир цитат и отвлечённых размышлений на диване. А ей пришлось из сил выбиваться, чтобы прокормить дочь и себя. В таком же положении оказалась и её подруга. И вот две женщины стали жить вместе (не подумайте плохого – это же были советские женщины!) Вот с этого места и началась фальшь. Да, время было трудное, мы ещё хорошо его помним. Но те, кто не потерял работу, всё же выжили. А наши героини кроме работы имели ещё и подработку: Татьяна давала уроки, а Яна шила. Я хорошо помню, сколько я лично платила в те времена за уроки своего сына и сколько отдавала портнихе.

Дальше – больше. Татьяна чем-то так приглянулась новому русскому, что он взял её сразу, без всяких рекомендаций, испытательных сроков и собеседований к себе референтом, назначив зарплату в 20 раз больше, чем она получала в школе. Удача? Несомненно! Прямо как у Золушки! Особенно если учесть, что наша советская гуманитарная героиня мало того, что в бизнесе не понимает ничего, так ещё и воровать и обманывать не умеет. Совесть ей не позволяет. Но она берётся (очень хочется денег заработать), и, как ни странно, у неё получается! Видимо, открылись какие-то врождённые способности.

Попав в эти новые для неё условия, Татьяна всё время сравнивает людей, делит их, условно говоря, на «новых» и «старых».

Понятно, что новые ей не нравятся – они либо «звери», либо «зверки» - по её определению. Ну ещё, может, «куски мяса». Причём, она хорошо понимает, что она-то здесь «проездом», только потому, что ей надо кормить ребёнка, а что у других тоже есть, наверное, мамы, жёны, дети – она об этом вообще не думает.

«Старые» ей тоже не нравятся. Это её никчёмный муж, его идеологически упёртая мама и прочие «лузеры».

А кто же ей нравится? Получается, только она хороша. Ну, может, ещё её подруга, которая, пока Татьяна работает, ведёт всё хозяйство и занимается детьми. Да и то, с подругой она ссорится, да так серьёзно, что после ссоры 15 лет не общается вообще.

Ну а если объективно, то всё же - либо ты честный интеллигент, и тогда не суйся в первоначальное накопление капитала, либо ты принимаешь условия игры и выигрыша (заработка) и тогда уже о твоей честности речь не идёт. Потому что в романе Чижова довольно подробно изложила не очень честную схему бизнеса, в котором работала героиня. А ещё был момент, когда у Татьяны была возможность украсть у своего шефа 1000 долларов, но она этого не сделала. И вот Яна с замиранием сердца представляет, что они могли бы купить на эти деньги. Но позвольте! У Татьяны к тому времени была зарплата 10 000 рублей и премии до 80 000. Десять тысяч рублей – это от 500 до 1500 долларов (в зависимости от тогдашнего курса). По нынешним меркам не очень много, но по тогдашним… более чем (в школе героиня зарабатывала 500 рублей). И что же они, все эти деньги проедали что ли? Ни ремонта, ни новых сапог своей подруге-домработнице. А можно было и жить неплохо, и накопления сделать.

Но всё же настал момент, когда Татьяна поняла, что бизнес этот может стоить ей жизни, и нашла в себе силы уйти. И опять начинаются несуразности. Она ушла, и её не стали искать, хотя она очень много знала. Она ушла, и через несколько лет опять вернулась и к прежним занятиям репетиторством, и к прежнему облику – куртка, сношенные сапоги и вязаная шапка.
Вот из-за этих несуразностей сложилось впечатление недостоверности.

Вторая временная линия романа – это героиня в наши дни, её общение с дочерью, с бывшим мужем, который так и остался при своих убеждениях, и со своими учениками. Кстати, натаскивает Татьяна деток весьма небедных людей, и их родители наверняка платят хорошие деньги. Так чего так уж прибедняться, обращая наше внимание на старую мебель и одежду?

Лично меня в романе, пожалуй, больше всего зацепила линия молодёжи – дочери героини и её друзей. Образованные молодые люди, думающие, серьёзные. И в любом разговоре они могут «сделать» представителей «отцов». И если предыдущие поколения предъявляли своеобразные претензии своим отцам (помните, как в фильме «Москва слезам не верит» молодые шестидесятники говорят: чего же вы молчали, когда были сталинские репрессии? Мы бы молчать не стали…), то теперь уже поколение наших детей предъявляет претензии к нам (а ведь мы ещё недавно думали, что уж нашим-то детям с нами повезло…):

«- Нас-то вы в чём обвиняете? – представитель отцов складывает руки.
- Как в чём? В том, что вы упустили время. Ваша перестройка давала возможность сделать решающий рывок. Если бы родители обеспечили мне приличный стартовый капитал…»


Вот так-то… И что же отвечает представитель отцов?

«- А вы, - представитель отцов медлит, собираясь с мыслями, - не боитесь, что вас тоже разворуют?.. Как когда-то – нас…»


И ещё: есть в романе какая-то незавершённость. Не рассказано, из-за чего поссорились подруги Татьяна и Яна. Не завершена детективная линия с шефом героини, а ведь именно с криминала и начинается роман, и ждёшь какого-то развития этой сюжетной линии, а её нет.

И всё же – героиня романа – она лузер или винер? Победитель или проигравший? На протяжении всего романа она пытается решить для себя этот вопрос. Не знаю, как она сама себя видит, но мне её жаль. В итоге (не поворачивается язык сказать – в конце жизни, ведь ей всего около пятидесяти) возле неё нет близких ей людей (кроме дочери, конечно). Она никого не любит, её никто не любит. Поступаясь своими принципами, она работала в бизнесе в смутные времена, и не смогла обеспечить себе и дочери будущего. И в душе у неё нет покоя, нет мира с самой собой. А это значит, не чувствует она правильности своих убеждений, своей правоты.

Этот материал был ранее размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/4A3501D655743B54.html

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!

Российская литература
0