Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Почему так мало антимонгольских восстаний в эпоху «проклятого ига»? А может, не было смысла восставать?

Прежде всего, договоримся, что не будем обсуждать, было иго или нет, потому что грамоты, завещания, летописи говорят о регулярных выплатах, которые получали «злые татарове».Кто считает, что все эти записи сделали Романовы, может перейти на иной текст.

В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной монголами, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. А дальше учебники приводят знаменитую песню о жестокости захватчиков:

У кого денег нет, дитя возьмёт,

У кого дитяти нет, у того жену возьмет;

У кого жены нет, того самого головой возьмет.

Так художник представляет сбор дани - тащат кто что может
Так художник представляет сбор дани - тащат кто что может

К. Маркс высказался определённо: «Иго не только подавляло, но оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой. Татаро-монголы установили режим систематического террора; опустошения и массовая резня стали непременной его принадлежностью».

Подведём итоги: классик иго было страшно жестокостью и разорительностью. Возражать против классика было бесполезно, тем более что вся страна училась по одному учебнику, где было написано: иго действовало губительно, оно тормозило развитие, отнимало у народа силы. А поскольку это знали все, то кто возразит? Исторический хулиган, борец против многих общеизвестных истин Л.Н. Гумилёв в 1988 году заметил, что боится на страницах газеты с миллионным тиражом сказать, что Александр Невский был приемным сыном хана Батыя, потому что не знает и опасается, как воспримут это советские люди, воспитанные на теории «ига». Историк на самом деле прекрасно знал, что его высказывание воспримут как клевету на национального героя, потому что герой должен идти напролом и погибнуть «в борьбе за это», а дальше «пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером» – и далее по тексту.

Александр был князем, то есть отвечал за свою землю и людей, поэтому не мог позволить себе гордо погибнуть и этим погубить княжество. Поэтому он пустил в свои владения «чисельников», которые вели счёт, более того, он подавил бунт в Новгороде, где бояре подбили «меньших людей» напасть на чиновников хана – это просто привело бы к карательной экспедиции и разорению Новгородской земли.

Но потом, когда прибыли чиновники из далёкого Каракорума для сбора дани Великому хану – вот здесь Александр позволил городам взбунтоваться и добился, чтобы дань собирали не монголы или «откупщики», а сами русские князья, тем самым максимально удалив монголов из русских земель.

Сколько же платили?

Достоверно известны суммы, которые платили города во времена Дмитрия Ивановича, князя Московского и Великого Владимирского.

Как указано в завещании Дмитрия Донского, Звенигород должен платить 272 рубля, Можайск и Можайская волость — 167 рублей, Верея — 22,5 рубля, Коломна и Коломенская волость — 342 рубля. А все Московское княжество платило 960 рублей в год.

Дань всей Руси в XIV веке составляла 5000 рублей в год. При тогдашнем населении 5 000 000 в итоге получается — 0,1 копейки на человека. Тогда на копейку можно было купить пуд хлеба.

В общем, дань составляла полторы буханки хлеба на человека в год. (Расчёты взяты из книги профессора, члена-корреспондента РАН, председателя Археографической комиссии Института славяноведения С.М. Каштанова «Финансы средневековой Руси». М., 1988 г.)