Найти в Дзене

Финляндия – самая страшная из всех гражданских войн

Немцы и штурмовики шюдскора конвоируют арестованных рабочих
Немцы и штурмовики шюдскора конвоируют арестованных рабочих

Во всяком случае самой страшной войной и неописуемой трагедией ее назвал Германский рейхстаг. Учитывая нравы той эпохи, полыхавшую четвертый год мировую войну, заявление более чем серьезное.

Очень часто комментаторы пытаются доказать, как хорошо было бы, победи в гражданской войне белогвардейцы. Что ж, есть такие страны, где победили белогвардейцы. На территории бывшей Российской империи это Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония. За ее пределами Венгерская Советская республика, Словацкая Советская республика, Баварская Советская республика.

В этих странах революции были подавлены. И обратите внимание, во всех этих странах установились нацистские фашистские диктатуры (ну в Польше может чуть менее жестокие, зато Бавария стала гнездом фашизма).

Описывать эти события в разрезе каждой страны необходимости нет, остановимся для примера на Финляндии.

26 января 1918 года над Народным домом ( нечто вроде рабочего клуба) в Гельсингфорсе зажегся красный фонарь. Это был сигнал к вооруженному восстанию. Началась революция.

В короткий срок были захвачены все жизненно важные объекты города. В столице и наиболее развитой южной части страны с большинством населения установилась власть Совета народных уполномоченных. На предприятиях рабочие начали создавать свои рабочие советы.

Для контроля деятельности Совета народных уполномоченных был создан Верховный совет рабочих Финляндии (интересное осуществление диктатуры пролетариата). Полным ходом шло создание Красной гвардии.

Впрочем, финские социалисты не были столь радикальны, как большевики в 1917-м. Речь шла, скорее, о некоем подобии НЭПа, при котором свобода предпринимательства регулируются диктатурой пролетариата и находится под рабочим контролем (помните у Ленина «Как нам реорганизовать рабкрин?»).

Перебравшееся на север страны финское правительство не имело серьезной поддержки ни у населения, ни даже в армии.

Как часто упрекают красных в предательстве национальных интересов, в подрывной деятельности против собственной страны, ради, якобы, несуществующих классовых интересов! Самое возмутительное, что упрекают белые. Те, кто ради сохранения личных привилегий продавал эти национальные интересы кому угодно оптом и в розницу.

То же самое произошло и в Финляндии. Не имея своих сил подавить революцию, правительство обратились за помощью к Германии и Швеции. Популярный у финских военных Маннергейм, преследуя в этих событиях свои цели, занялся созданием финской армии, разоружением и вытеснением русских гарнизонов (которые оставались нейтральными)

В марте-апреле в Финляндии высадились немецкие и шведские войска. Красная гвардия не смогла противостоять немецкой интервенции и с боями отступила в Советскую России. Финские вооруженные силы перенесли военные действия на советскую территорию, что привело к столкновениям с Красной армией, которые продолжались до 1920 года.

Но в самой Финляндии все было кончено весной 1918 года. Начались массовые расправы. В приказе Маннергейме по армии прямо говорилось расстреливать на месте любого человека с оружием. То есть рабочим, которые составляли основную массу красногвардейцев, отказывалось даже в плене.

Тысячи рабочих было убито без суда и следствия. Особо в этих преступлениях отличились добровольческие отряды шюдскоры (нечто вроде штурмовиков Рема в фашистской Германии).

Чудовищное преступление, получившие название Лотерея Хуруслахти было совершено после поражения красных при Варкаусе. Белые собрали всех пленных и сочувствующих им гражданских на льду озера. Вначале были убиты командиры и активисты из гражданских лиц. Затем расстреляли каждого пятого из оставшихся. Не остановило даже то, что многие были несовершеннолетними и не участвовали в боевых действиях.

В больнице Хармойнен были убиты все раненные. Раненных и часть персонала перебили даже в госпитале Красного креста. В лагере военнопленных Лахти было расстреляно 200 женщин. Немногим лучше была и судьба тех, кто избежал бессудной казни.

Вот как описывал эти события финский писатель и ученый И. Ласси:

«Из немногочисленного народонаселения маленькой страны, количественно едва превышающего 3 миллиона, промышленный рабочий класс которой едва достигает 100.000 человек, было брошено в тюрьмы круглым счетом 90.000 и около 70.000 было приговорено к различного рода наказаниям на разные сроки, главным образом, многолетние. Из заключенных более 15.000 рабочих за 4 месяца умерло от голода в концентрационных лагерях. После окончания борьбы было зверски расстреляно около 18.000 чел., в том числе сотни женщин; более 10.000 рабочих принуждены были искать для себя убежища в России и в скандинавских странах.»

В конце концов эти зверства были остановлены. Но не самим финским правительством и Маннергеймом, а теми, кто помог им удержаться у власти – Германией и Швецией. Общественное движение в этих странах и реальная угроза международной изоляции вынудили финское руководство даже арестовать некоторых из участников бессудных казней. Впрочем, все они избежали реального наказания, а те, кого довели до суда были амнистированы.

Прекращение резни вовсе не означало, что для сторонников советской власти все закончилось благополучно. Известно, что под стражей до вынесения приговора находилось около 76 тысяч подозреваемых. Их содержали в ужасающих условиях и сколько выжило неизвестно до сих пор. Официальная цифра в 11600 не выдерживает критики. Но даже если это и так, то что почти половина из них были в возрасте от 15-ти до 24 лет говорит о многом.

В Финляндии же, как отмечал тот же И. Ласси, установилась фашистская диктатура:

«Если понимать фашизм, как буржуазную диктатуру, не оговоренную законом и опирающуюся на вооруженные добровольческие организации военного типа, террористически выступающие против всякого проявления рабочего движении, то можно сказать, что родиной международного фашизма является Финляндия, и что в Финляндии фашизм достиг своей классической формы».