Иоганн Грубер (нем. Johann Grueber) - австрийский миссионер XVII в., который проповедовал в Индии, Непале, Китае и Тибете. Он родился в 1623 г., в 1641 г. примкнул к иезуитам и в 1656 г. его отправили в Пекин помогать коллегам нести слово Божье.
В 1661 г. Груберу надлежало вернуться в Рим и он предпринял путешествие из Пекина в Агру через Тибет и Непал, которое заняло 214 дней. Далее он прошёл Персию и Турцию и в 1664 г. достиг Рима. Тем самым неугомонный иезуит показал, что сухопутный маршрут из Пекина в Рим возможен.
Император Леопольд I был настолько впечатлён, что намеревался отправить Грубера в новую командировку: ему было интересно, а можно ли вернуться в Китай через Россию. Но Грубер это так и не выяснил, потому что слёг с недугом в Константинополе и над ним сжалились, оставив проповедовать в Европе.
При жизни Иоганн Грубер прославился как один из очень немногих европейцев, который увидел Тибет и не умер, что особенно важно, запечатлел увиденное. Его отчёт "China illustrata", который включал в себя рассказ о путешествии в Лхасу, был опубликован в Амстердаме в 1667 г. книгоиздателем Афанасием Кирхером (нем. Athanasius Kircher).
Более того, в Лхасе Грубер не терял времени даром и по горячим следам делал зарисовки, которые впоследствии стали гравюрами, иллюстрировавшими его отчёт.
Среди иллюстраций была гравюра с изображением "двух идолов". И эта гравюра - одна из первых европейских попыток запечатлеть персонажей буддийской иконографии.
"Идолы" выполнены в русле европейских художественных традиций. А что же имелось в виду?
Имелись в виду два тибетца, которые склонились перед Буддой и бодхисаттвой.
В изображённом европейцем Будде вполне угадывается иконография Будды Шакьямуни с руками, сложенными в жесте поворота Колеса Учения дхармачакраправартана-мудра. Эта форма иллюстрирует первую буддийскую проповедь в Оленьем парке вблизи Варанаси.
Во втором "идоле" угадывается Авалокитешвара Экадашамукха. В этой форме бодхисаттва милосердия изображается с одиннадцатью ликами.
Существует замечательная легенда о том, как Авалокитешвара дошёл до такой жизни.
Среди различных буддийских легенд о появлении бодхисаттвы Авалокитешвары, существует представление о том, что Авалокитешвара был рождён из белого луча, источником которого был Будда Амитабха.
- В буддийском пантеоне существуют Будды, которые не связаны с историческим Буддой. И у каждого культа своя история. Одним из таких Будд является Амитабха. Считается, что Амитабха настолько милосерден, что может взять под свое покровительство любого человека вне зависимости от "качества" его кармы.
- В буддизме Махаяны Амитабха почитается как создатель Сукхавати, или Чистой Земли, которая является ничем иным, как представлением о рае, в котором после смерти физического тела оказываются праведники, возрождаясь в виде цветов лотоса.
Авалокитешвара выступает в роли помощника Амитабхи. Будучи бодхисаттвой, олицетворяющим сострадание всех просветлённых существ, он занимался тем, что освобождал грешников из многочисленных буддийских адов (а в буддизме действительно много разнообразных адов) и переселял их в Сукхавати.
Но грешников от этого не становилось меньше. Авалокитешвара осознал тщетность своих усилий и невозможность помочь всем. От отчаяния и скорби череп бодхисаттвы раскололся. Амитабха пришёл на помощь: он превратил осколки черепа бодхисаттвы в дополнительные лики и собрал их в единую композицию.
Так Авалокитешвара приобрёл одиннадцатиликую форму для того, чтобы в одиннадцать раз сильнее концентрироваться на мыслях о помощи людям.
Возвращаясь к гравюре Грубера XVII в., очевидно, что художник не владел знаниями о буддийской иконографии и опирался на привычные ему образы.
Именно благодаря таким зарисовкам, европейцы получили возможность лучше узнать восточное искусство, хоть смысл этих поз, жестов, декоративных деталей и дополнительных частей тела, пока был недоступен для понимания.
У Грубера получилось забавное произведение синкретического характера, в котором соединились Запад и Восток. Он писал буддийских божеств на пьедесталах, а получились дородные герои западноевропейской живописи XVII в. на... кубах.
Ещё Грубер запечатлел Лхасу с дворцом Потала образца XVII в.
Так тибетцы изображали Лхасу в XIX в.
Строительство резиденции Далай-ламы пришлось на середину XVII в. Поэтому Грубер запечатлел незавершённый дворец. И вроде Грубер изображал тибетский дзонг, а получился европейский средневековый замок.
Есть ещё одна забавная гравюра из "China illustrata", которая иллюстрирует поклонение предметам культа. Художник не копировал то, что видел собственными глазами. Он стремился показать то, что было бы понятно его соотечественникам.
Жители Лхасы в европейской одежде - это ещё ладно. Но статуя Далай-ламы V (1617-1682), строителя и хозяина дворца Потала, и бюст (опять же на кубе!) Гуши-хана (1582-1655), основателя Хошутского ханства, европеизированы до неузнаваемости.
Нгаванг Лобсанг Гьяцо (Вайли Ngagwang Lobzang Gyatso), носивший титул Далай-ламы V, был настолько велик как религиозный и политический лидер, что факт его кончины правительство Лхасы скрывало 15 лет.
Он проявил себя как хитроумный дипломат, который смог сохранить собственную власть в Тибете в невозможных для этого условиях: Тибет XVII в. имел равные шансы оказаться частью монгольских владений или войти в империю Цин. Вопрос был в том, с кем можно было договориться хотя бы на предмет физического выживания.
В это время и в самом Тибете конкурировали высшие ламы традиций гелуг и кагью.
- Если в двух словах, то тибетский монастырь превращается в образовательное учреждение с чёткой структурой и внутренней экономикой, и приобщение к этой структуре становится чем-то престижным. Структура начинает накапливать ресурсы и руководство постепенно приобретает не только религиозную, но и политическую власть.
- И высшие ламы основных школ тибетского буддизма до середины XVII в. выясняли, кто главный.
Далай-лама V, лидер традиции гелуг, владел умением дружить с врагами против других врагов. И это умение он продемонстрировал в 1637 г., когда халхасские монголы, которые поддерживали лам традиции кагью, направили свои войска в Лхасу.
- А монголы в те времена представляли собой кипящий котёл народов, которые постоянно перекраивали карту.
- Например, ойраты - впервые они упоминаются на рубеже XIII-XIV вв. в труде известного персидского историка Рашид-аддина (1247-1318) “Сборник летописей” (“Джами-ат-таварих"). Их ещё называют западными монголами.
Далай-лама V обратился за помощью к ойратскому лидеру Гуши-хану, который помог ему отбиться от халхассцев и тем самым застолбить школу гелуг как доминирующую традицию тибетского буддизма.
Обширные территории к югу и юго-западу от озера Кукунор, вместе с самим Кукунором, стали владениями Гуши-хана - Хошутским государством, которое просуществовало до 1717 г.
- Хошутское - от хошутов, в общемонгольском непредсказуемом прошлом это название одной из ойратских этногрупп. Другая часть ойратов впоследствии сколотила Джунгарское ханство.
А как же Далай-лама V? А он не гордый, он умный: в 1638 г. после своей победы Гуши-хан совершил паломничество в Лхасу и Далай-лама V пожаловал ему местный ханский титул, а также печать, в которой полководец был назван дхармараджей (то есть повелителем закона) и опорой буддийского учения.
Тем самым Далай-лама V дал понять, что не рассматривает Гуши-хана как конкурента в политической борьбе. Собственно, у него и не было никаких ресурсов для этого. Гуши-хан, в свою очередь, был горячим приверженцем тибетского буддизма традиции гелуг и Далай-ламу воспринимал как духовного наставника, а не побеждённую сторону, чью территорию он забрал себе.
Словом, оба лидера не обижали ни друг друга, ни самих себя и продолжали обмениваться любезностями: в 1642 году Гуши-хан провозгласил Далай-ламу V верховным правителем Тибета.
Так Далай-лама стал не только лидером тибетских буддистов, но и приобрёл высшую политическую власть. И так Тибет окончательно стал теократическим государством.
Заняв столь высокое положение, Далай-лама мог выдохнуть и на предмет притязаний империи Цин. Потому что теперь цинский император искал с ним дружбы для того, чтобы тот помог отгородиться от монголов. На всякий случай.
В 1652 г. лидер тибетских буддистов и прибыл в Пекин по приглашению цинского императора Шуньчжи (1638-1661), где они обменялись любезностями. В частности, Далай-лама V провозгласил императора земным воплощением бодхисаттвы мудрости Манджушри. Эта аудиенция запечатлена на фреске во дворце Потала.
Также в лхасском храме Джоканг есть фреска XVII в., на которой запечатлены Далай-лама V и Гуши-хан. Причём, на фреске проиллюстрировано то, что буддийский лидер считался земным воплощением Авалокитешвары, а ойратский правитель был провозглашён земным воплощением Амитаюса - это особая форма Будды Амитабхи, которая почитается как податель долгой жизни.
Эту фреску скорее всего и увидел Иоганн Грубер в 1661 г., когда был в Лхасе. В его исполнении Гуши-хан в шапке, отороченной мехом, похож на типичного европейского обывателя с гравюр XVII в.
Но даже в таком виде, работы Грубера произвели фурор в европейском обществе.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.