5
За ужином маленький Миша без проблем вывел дедушку на разговор о старой школе.
- В каком же году ее закрыли? – дед почесал свою большую лысину. – А точно, в шестьдесят третьем. Танюшка, мама твоя, уже родилась, но была еще совсем маленькой. Школу тогда закрыли, и меня перевели в Заречье на место Степаныча, ушедшего на пенсию.
- Дедушка, так ты что, работал в той старой школе? – удивился младший внук.
- Да, конечно, - кивнул дед, - это была моя первая школа, а в последний год перед ее закрытием я там преподавал чуть ли не половину всех школьных предметов. Учеников в школе почти не было, в классах иногда и пяти человек не набиралось, учителей тоже не хватало, деревни к тому времени почти все пошли в расход, народ в Заречье и другие крупные села переезжал массово.
- А после закрытия школа сама разрушилась, или ей помогли? – спросил старший внук.
- Никто ее специально не разрушал, - махнул рукой дедушка, - ценные вещи вывезли, всякую мелочовку оставили, а со временем народ растаскал всё по кирпичикам. Я школу тогда сам лично на замок закрыл, но это ее не уберегло от желающих поживиться за чужой счет.
- То есть у тебя даже ключи от той школы были? – удивился старший Миша.
- Почему были, они до сих пор в сарае на крючке висят, - дед поднял вверх указательный палец, - у меня в хозяйстве ничего не пропадает.
Два Миши переглянулись, и старший подмигнул младшему.
После ужина они встретились в темном сарае.
- Ну и где будем искать ключи? – спросил Мишель.
- Вот тут на стене у деда висят всякие железяки, ключи тоже тут должны быть, - младший брат посветил фонариком на стену.
Ключей было много, на нескольких крючках в ряд висело с десяток связок самых разнообразных ключей.
- Я бы подумал, что дед не учителем работал, а каким-то ключником, - покачал Мишель головой, - как мы в этой куче найдем нужный ключ от сейфа?
- А ты посмотри, на каждой связке какая-то бирочка висит, может там написано, от чего ключи, - Майк провел фонариком вдоль связок.
- Давай, свети, - старший брат потянулся к связкам с ключами.
- Тут не надписи, а иероглифы какие-то, - разочарованно сказал Миша-старший, осмотрев три связки, - сложно понять, что они обозначают.
- Это не иероглифы, а пиктограммы, - раздался голос от дверей, - дед всегда любил всё зашифровывать.
В сарай вошла старшая сестра Ирина.
- Я еще за ужином по вашим вопросам поняла, что вы что-то замышляете, - усмехнулась девушка, - давайте колитесь, что задумали, зачем вам ключи от старой школы.
Братья переглянулись и кивнули друг другу.
- Там, в подвале школы, какой-то сейф стоит, - сказал Миша-старший, - мы хотим посмотреть, что там внутри спрятано.
- Мишель, ты уже взрослый парень, - упрекнула сводного брата Ирина, - что может быть в старом заброшенном школьном сейфе? Тетрадки с двойками?
- Что бы там ни было, но заглянуть туда не мешало бы, - пожал Мишель плечами, - вдруг найдем старый классный журнал с автографом деда, когда он был молодым.
- Ох, детский сад, ползунковая группа, - тяжело вздохнула девушка, подошла к стене и сняла одну из связок.
- Вот, стилизованная книга с крышей, это и есть школа, - Ирина протянула ключи старшему Мише, - только, братцы-кролики, ничего вы там не найдете.
Миша взял у сестры связку и осмотрел ее. На большом кольце висело восемь ключей разной формы и размера.
- Думаю, если ключ от сейфа здесь есть, подобрать его будет не сложно, очень уж они разные, - парень улыбнулся Ирине. - Спасибо, сестренка.
Девушка хмыкнула, пожала плечами и пошла к выходу из сарая.
- Ну что, братец, завтра пойдем грабить школу, - усмехнулся Мишель, крутанул на пальце связку с ключами и пошел следом за сестрой.
Подобрать ключ к сейфу оказалось, действительно, не сложно, и, к восторгу братьев, нужный ключ в связке оказался. Со скрежетом несмазанных петель дверь открылась. Братья с интересом одновременно заглянули в темное нутро старого сейфа.
Там было пусто. Ну, почти пусто. На полках не было ничего, только внизу на полу сейфа валялось три свернутых в трубочку пожелтевших бумажных листа.
- Мда, не густо, - разочарованно вздохнул Миша-старший. Младший брат залез в сейф и вытащил на свет бумажные свертки.
- Разворачивай, братец, посмотрим, какие послания предки оставили для нас, - грустно усмехнулся Мишель.
Майк развернул первый свиток и, пожав плечами, показал брату листок в линейку.
- Ну и что это за каракули? – удивился старший брат.
- Тут написано, - младший пригляделся к кривым печатным буквам, как будто написанным пятилетним ребенком, - тут написано: «взвейтесь кострами синие ночи».
- Я, помнится, где-то это читал, - задумчиво произнес старший, - а, вспомнил, это гимн пионеров, была такая детская организация в СССР. Что на второй бумажке?
- Рисунок какой-то, - Майк показал брату развернутый листок в клеточку, - птица что ли какая-то нарисована?
- Да, странная птица, - согласился Мишель, разглядывая рисунок, - тоже ребенок рисовал, как и буквы на том листке. Ну, давай уж и третью бумажку посмотрим, да домой пойдем.
- Здесь карта какая-то, - пожал плечами Майк, разглядывая третий листок, - и это не от руки нарисовано, это откуда-то из книги что ли вырезано.
- Мда, странная карта, - Мишель забрал листок у брата и внимательно его рассмотрел, - явно тут какой-то кусок территории в очень крупном масштабе, но никаких надписей нет, где находится это место непонятно.
- Тут рисунок какой-то карандашом, - младший брат ткнул пальцем в нижний левый край карты, - козел или баран… только с одним рогом.
- Очень маленький рисуночек и тоже детский, неумелый, - старший пожал плечами, - это может что-то значить, а может совсем ничего не значить. Да и всё равно мы не знаем, что это за место тут изображено. Непонятно всё это, все записи и рисунки как будто маленький ребенок делал.
- Да уж, зря сходили, - тяжело вздохнул Майк, - ничего интересного не нашли.
И в этот момент раздался звук обваливающихся камней, кто-то спрыгнул вниз во входное отверстие подвала, и послышались шаги. Братья замерли и с испугом смотрели на проход в соседнюю комнату.
Шаги приблизились, и в проеме подвала появилась черная фигура.