Этот фильм был, наверное, первой в моей жизни «серьезной» азиатской кинолентой. Не боевиком и не фантастикой, не комедией с Джеки Чаном, а драмой на грани артхауса. И до сих пор я выделяю его из всего виденного мною корейского и китайского кино как яркий пример оригинального и стильного кино.
«Олдбой» Пака Чхан-ука давно стал легендой. И среди психологических драм, и в мире экшнов за легендарную драку в коридоре частной тюрьмы. На него ровняются, его цитируют, его переснимают в других странах. Но что в нем такого, чем он заслужил все это?
Во-первых, историей. Она одновременно и не нова – недаром масса отзывов на этот фильм содержит фразу о «корейском графе Монте-Кристо», и совершенно оригинальна. Она очень сильно завязана на корейскую ментальность, но понятна и зрителям других стран.
Второй ее сильной стороной является стиль. Это азиатский фильм, с той безошибочно узнаваемой стилистикой, которую все полюбили в японском кино девяностых и корейском двухтысячных. Плюсом к этому идет тот факт, что фильм основан на манге, что не могло не повлиять на картинку.
Ну, и, конечно, идея. С одной стороны, пугающая идея заточения как наказания за неизвестный проступок, визуализация кары за то, чего даже в памяти не осталось, бьет в каждого зрителя безошибочно и точно. С другой – идея праведной мести за это заключение также находит отклик в сердцах.
Вот этим и берет «Олдбой» - пожалуй, самое первое яркое заявление корейского кино о себе на мировом просторе. Фильм сложный, тяжелый, местами грязный, интересный и затягивающий. Специфический, отталкивающий и притягивающий одновременно. Хороший фильм.