В неровные дни весны темные клочки асфальта среди садовых домиков нагреваются лучше всего. Над ними, теплыми, как Африка, порхают бабочки. Многоцветницы черно-рыжие. Они проснулись еще в апреле. И вот уже больше месяца расчерчивают своей веселой окраской окрестное пространство.
Вот одна из них… Присаживалась на прошлогодние колючки чертополоха, на прибитую стаявшим снегом сухую полынь. Снова вспархивала. Перебиралась на асфальт, и там грелась, как старая бабка на печке. В это время можно было рассмотреть узор ее крыльев и даже глубокий разрыв на правом нижнем.
Эту красивую бабочку-нимфалиду от других нимфалид отличает белое пятно. Вон оно, на фото… Местоположение этого пятна – в строго определённом месте. Энтомологи, хорошо представляя схему крыла бабочки, описывают это так: «между субмаргинальной полосой и первым от вершины крыла черным прикастальным пятном». Если кто тренирует свою память, можете это запомнить. Белым пятном многоцветница чёрно-рыжая отличается от своих сородичей.
Евразийский вид этой бабочки, утверждает известный екатеринбургский энтомолог Павел Горбунов, распространён от тундровой зоны на севере до гор Центральной Азии. Обитает в лесах, на болотах, в приречных долинах.
Наша бабочка «прописана» в долине Елшанки. Она здесь родилась, претерпела все стадии развития от яйца до бабочки. И в последней, взрослой стадии (в стадии имаго) зимовала здесь зиму. Где зимовала? Может, под ворохом сухих листьев. Может, в стволе сгнившего дерева. Может, нашла себе укромный уголок в заброшенных садоводческих домиках, которых здесь немало. А солнце пригрело – многоцветница расправила крылья и вышла из зимнего оцепенения. Запорхала в поисках талой воды или березового сока, который ранней весной заменяет ей нектар.
Скоро она отложит яйца (кладками по 50-150 штук) на ветках ивы, березы или осины – и на этом её жизненный цикл закончится.
Сейчас, когда серость ранней весны уже сменилась свадебными цветами черемух, сирени и осыпающихся тюльпанов, когда зелень вовсю обновила себя в степи и в речных долинах, немного поблекшие, но все равно праздничные тона крыльев многоцветницы чёрно-рыжей не затерялись в этом карнавале для глаз. Черно-оранжевый радует отдельных наблюдателей. И напоминает о скором устойчивом лете.