Американцы стремительно теряют созданную Берни Экклстоун элитную гоночную серию, превращая Формулу-1 в «фаст-фуд». А может эти перемены – к лучшему?
Последнее время, Формулу-1 не критикует разве что ленивый. «Королеву автоспорта» разносят по любому поводу, от технической несостоятельности (помните как «пинали» Ф1 за гибриды, которые никому не нужны?), до снижения зрелищности собственно гонок. Само собой критика – это замечательно. Правда довольно странно слышать ее от лиц, чья гоночная серия столь же далека от идеала, как Луна от Китая. Да, я говорю о руководстве американской топовой серии openwheels, то есть, об Индикаре. На всякий случай, искрой, из которой разгорелось пламя, стал эпитет, коим на Гран-при Майами некий LL Cool J наградил Формулу-1. Речь шла, ни много ни мало, о «Величайшем гоночном шоу». Разумеется, босс IndyCar Майк Майлз не смог промолчать, заявив, что это, мол, мы – главное автогоночное шоу планеты, а Формула-1 – ерунда на постном масле.
— Так они называли меня желтой рыбой?
— Да! Да! И ещё червяком! Земляным червяком!
Я тут посмотрел обзор последнего этапа в Индианаполисе (трасса в конфигурации экс-Ф1), и, честно говоря, не понял – а в чем они превосходят Формулу-1? Более того, а с чего это вдруг даже «Инди-500» 2023 года, должно стать «величайшим гоночным шоу»?
Я уже несколько раз пытался посмотреть какую нибудь относительно свежую гонку на «Старой кирпичнице» целиком. Приобщиться, так сказать. Смотреть то смотрел, вот только на перемотке – скучно! И речь сейчас отнюдь не о технологической отсталости или эстетической составляющей (эх, а ведь были времена, когда индикары были поинтереснее болидов Ф1!), а как раз о зрелищности.
Современный «Индикар» мне не по душе
Насколько я понимаю, сейчас в IndyCar используют одинаковые шасси, но разные двигатели. Мне это категорически не нравится, я всегда был за борьбу конструкторов. Но это отнюдь не означает что у подобных серий нет преимуществ! Наоборот, так повышается вероятность острой борьбы… до уровня той, что мы наблюдали на прошедшем этапе Moto-GP в Ле-Мане. Разумеется, GP – не моносерия, а просто пример свежей и боевой гонки.
Так вот, увидев короткий обзор, смотреть полный вариант «величайшего шоу» я раздумал. Пилот, доминирующий всю гонку, финиширует в гордом одиночестве, с отрывом, если мне склероз не изменяет, секунд 15-20? Так в чем же зрелищное преимущество IndyCar над Формулой-1? И это мы еще убрали за скобки тот факт, что по скорости на круге (не на овале) американские «оупенвилы» проигрывают бездну не только современной Формуле-1, но и своим же предкам середины 90-х (речь не об IRL, разумеется). Ах, да... рэпер. Тут, конечно, американцы переборщили…, но зато показали девчонок!
Деньги: «побеждаю и точка»
Для Формулы-1 США всегда была лакомым кусочком, ведь долгие годы Штаты безальтернативно оставались крупнейшим автомобильным рынком планеты. И хотя Берни Экклстоун старался превратить Формулу-1 в блюдо для гурманов, он все равно пытался продавать его на «фудкорте», всем этим «любителям бургеров».
И это, несмотря на заявления, был правильный курс. Ведь бизнес (я сейчас не о наших автосалонах!) ориентирован как раз на массового покупателя: с одних Bentley сыт не будешь. Условный VW Golf, вот та модель, что позволяет концернам «поиграться в премиум». Да, в люкс-сегменте (наверное) тоже есть высокомаржинальные модели, но способны ли они, без инвестиционной подпитки извне, удержать на плаву даже не гигантские концерны, а хотя бы мануфактуру? Вот вы помните такие марки как: Duesenberg, Voisin, Doble? Впрочем, это было «давно и неправда».
Однако в семидесятых, восьмидесятых и даже в девяностых, Lamborghini, Bentley и многие другие эксклюзивные брэнды постоянно балансировали на грани банкротства. Даже Porsche. В конечном итоге все они или канули в лету, или попали под финансовое покровительство (читайте – под поглощение) внешних сил. Причем зачастую от производителей моделей бюджетного сегмента: FIAT, Volkswagen... Поэтому нет ничего удивительного в том, что Формула-1 стремится выйти на новый для себя массовый рынок, предлагая понятный аборигенам антураж. Это – эволюция! К тому же Штаты это рынок, чей потребитель отлично понимает что такое автогонки, в отличие от условных Индии и Китая, а значит работать с местной публикой априори легче.
Да, сейчас нам кажется что Формулу-1 превращают в «фаст-фуд». Но она ведь всегда им и была! В телетрансляциях приобщиться к миру «высокой автогоночной культуры» всегда можно было бесплатно, как, например, к демократичному футболу. Более того, можно было легко стать частью этого мира! Например, купив, после победы Мэнселла в Сильверстоуне, малютку Renault Clio. Вот почему, несмотря на критику, основу которой, вероятно, задают приобщенные к некогда элитарному закрытому клубу (и потихоньку теряющие этот статус!) рейтинги Формулы-1 растут. Зрители по-прежнему идут на трибуны! А после гонки, под впечатлением от увиденного, стремятся стать частью действительно Главного Автогоночного шоу Мира, приобретя его частичку. Если даже и не новую модель Ferrari, то хотя бы баночку газировки, или кепку с логотипом любимой команды. Тем самым внеся посильный вклад в ее будущие победы.