В майские праздники мы с давней подругой всегда ходим в Музей Востока, несколько выходных подряд позволяют выкроить время, чтобы увидеться и не торопясь побродить по музейным залам. Подруга увлекается китайской и японской живописью, со знанием дела разглядывает фарфоровые статуэтки, расписные веера и фантастические сюжеты на свитках, а я любуюсь изощренным искусством за компанию и фотографирую некоторые из многочисленных экспонатов. «Подобная отточенность смыслов и внимание к деталям свойственны литературе тоже», – подумала я и, чтобы сохранить волшебство погружения в искусство, отыскала аудиоспектакль «Чудеса магии» по рассказам японца Рюноскэ Акутагавы.
Аудиоспектакль «Чудеса магии» оказался изящнейшим произведением искусства. Актеры озвучили два рассказа, мистические сюжеты которых раскрывают чувства, спящие, возможно, в каждом из нас. Хотя герои Акутагавы встречаются в книгах других писателей, здесь они действуют в новых обстоятельствах и проявляют себя с неожиданной стороны. Помимо смыслов, замечателен слог Акутагавы: в нем слышны отголоски средневековой поэзии Японии, с красивыми метафорами, вниманием к душевным переживанием и природе вокруг. Обаяние текста мастерски передано переводчицей Верой Марковой.
Сюжеты и стиль Акутагавы получили новое развитие, будучи представлены в звуке. Аудиоспектакль «Чудеса магии» поставлен режиссером Дмитрием Креминским, который выбрал подходящие голоса актеров и правильный, созерцательный, темпоритм постановки. Не обошлось без колдовства над шумами; шуршание дождя и перезвон серебряных колокольчиков, мелодия свирели и гул ветра в горах дополняют магические события.
Начинается постановка с традиционного японского пятистишия «танка», еще одно звучит между рассказами, они служат своеобразными эпиграфами и создают философско-созерцательное настроение. После аудиоспектакля я тоже сочинила танку, далекую от совершенства, но по теме.
Кнопку нажала,
Снова слушаю книгу:
Голос актера,
Звуки дождя и свирель
Сквозь пространство и время.
Другие публикации канала "Книжный слушатель" о японской литературе:
Честь, безумие, любовь. Из-за чего убивают в японском романе
Несгибаемость по-японски, мужская и женская. Что сильнее?