Осенью 1941 года особый батальон, сформированный из милиционеров и сотрудников НКВД, держал оборону за Курском. Город был уже взят, но немцы рвались дальше на восток.
Противник пытался продвинуться к Щиграм. Особый батальон имел только стрелковое вооружение и с трудом сдерживал атаки.
На помощь к нему пришёл 395 стрелковый полк. Но из за распутицы орудия остались позади.
Шёл снег с дождём, висела низкая облачность.
Единственная поддержка нашей пехоте была от бронепоезда, построенного осенью в Северном депо Курска.
Днём он ушёл в Щигры пополнить боезапас, взять там уголь и воду для паровоза.
Во второй половине дня небо стало расчищаться от облаков. Дождь и снег прекратились.
Так как видимость улучшилась, немцы открыли по позициям нашей пехоты шквальный огонь из пушек.
Бойцы лежали, вжимаясь в грязь. Но вдруг звук пролетающих над головами снарядов изменился, а на позициях нашей пехоты перестали рваться разрывы.
Оказалось, что это вернулся наш бронепоезд.
Артиллеристы с броневых площадок начали подавлять орудия противника. Вскоре вражеский огонь прекратился.
Однако в небе, с которого ветер сдул тучи, появились юнкерсы.
Немецкие самолёты заметили наблюдатели и доложили командиру бронепоезда старшему лейтенанту Сазанову.
Он хотел отвести бронепоезд обратно в Щигры, но явно уже не успевал это сделать.
К тому же на бронепоезде, недавно введённому в строй, не было ни одной зенитки. Отбиваться от юнкерсов было нечем.
Бомбардировщики уже начали становиться в круг, заходя на пикирование, но тут положение спас машинист Аксентьев.
Он приказал кочегарам бросать в топку паровоза так называемый курной уголь.
Тут же над бронепоездом поднялись густые клубы чёрного тяжёлого дыма. Они полностью заволокли место стоянки.
Юнкерсы потеряли бронепоезд из виду.
Чёрное облако расползалось всё больше и установить цель для бомбёжки немецкие самолёты не смогли.
Сидя в дыму, наши бойцы вдруг услышали, как рядом начали рваться бомбы.
Люфтваффе всё таки решили нанести удар по бронепоезду.
Бомбы рвались совсем рядом, броневагоны даже покачивало от разрывов. Но прицелиться толком немецкие лётчики так и не смогли.
Воспользовавшись авиационным налётом, вражеская артиллерия снова открыла огонь по нашей пехоте.
Кроме того, немцы решили атаковать позиции стрелкового полка и особого батальона.
Но как только бомбёжка прекратилась, бронепоезд выскочил из облака чёрного дыма и опять ударил по противнику. Было сделано порядка семидесяти залпов.
Немцы были отброшены назад.
Атаки врага прекратились и бронепоезд к вечеру вернулся на свою стоянку в Щиграх.
Здесь к нему подъехала машина с полковником Смахтиным, заместителем начальника артиллерии 13 армии. Он потребовал доложить ему о прошедшем бое.
Комброн доложил, что их едва не разбомбили, так как на бронепоезде нет зениток. Смахтин хмыкнул, покачал голов\ой и уехал.
Через час, уже в сумерках, к бронепоезду прибыл грузовик, на котором привезли зенитную установку. Ещё до полуночи её поставили на бронеплощадку.