В Петербурге развитие танцевальной культуры является одним из главных направлений. Традиция проведения балов во времена царской династии эволюционировала и приобрела современную форму. Сегодня жители города могут прочувствовать настроение и погрузиться в атмосферу светских балов. О том, как зарождалась идея их проведения, мы спросили у ведущего танцмейстера России и президента Международной ассоциации балов Михаила Грибова.
О.: Михаил, вы ведущий танцмейстер России и президент Международной ассоциации балов. Интересно узнать ваш путь. Что сподвигло погрузиться вас в мир танца?
М.: Все началось, когда мне было шесть лет. Моя мама отвела меня во Дворец пионеров на конкурс по бальным танцам. Впечатлившись увиденным, я в тот же вечер попросил ее отвезти меня в танцевальный кружок. С тех пор вот уже 33 года я живу в мире танца и очень счастлив от этого. Для меня честь представлять нашу страну в культурной жизни современных балов по всему миру.
О.: Как вам пришла идея возрождать культуру балов в Петербурге?
М.: С моей супругой Юлией Грибовой мы уже много лет занимаемся развитием культуры танцевального отдыха в Санкт-Петербурге. Бал — это идеальная форма его торжественного проявления. Поскольку у нас уже была школа танцевального отдыха для взрослых людей, то мы стали организовывать балы в нашем городе. Нам хотелось, чтобы бал считался не просто вывеской, а был наполнен идеей, содержанием, смыслами и пользой для общества. Мы искали единомышленников в этом направлении в нашей стране, но все пути вели в Вену. В опыте и знаниях профессиональных танцмейстеров мы нашли опору по работе с этой формой. Объясняется это просто: в Вене традиция балов особо не прерывалась, как в нашей стране (только с 1939 по 1955 год) и эволюционировала совместно с контекстом времени, сохранив самое ценное.
На протяжении нескольких лет мы проделали огромную работу, что помогло сформировать собственную идею современного мероприятия, уникальную программу, не имеющую аналогов во всем мире. Благодаря этому наш бал в Санкт-Петербурге вышел на мировой уровень и встал в ряд с известными балами Вены, Парижа, Нью-Йорка, Дрездена. В нашей стране нужно не форму балов возрождать, а создавать содержание этой формы, соответствующее контексту сегодняшнего времени. Опорой этого должны быть ключевые ценности людей, которые поддерживали жизнь, начиная с петровских ассамблей и заканчивая последними дореволюционными балами в нашей стране. Важна работа с ценностями и духовно-нравственными ориентирами.
О.: Расскажите про ваш первый визит на бал в Вене. Как вам удалось попасть на него?
М.: Первый бал в Вене оставил очень яркое впечатление на всю жизнь. Это был бал старейшей действующей танцевальной школы Европы «Эльмар», названный в честь семьи владельцев. Контактом любезно поделился мой друг, ведущий программы «Танцующая планета» на телеканале «Моя планета» Александр Пухов. У него как раз есть передача на эту тему в Вене. Искренне рекомендую посмотреть.
О.: Какое впечатление он произвел на вас? Возможно, вы переняли традиции для организации собственных проектов?
М.: Два впечатления, которые, наверное, повлияли на наше решение в организации балов в России. Первое — это танец дебютантов в начале бала. Танец — как обряд посвящения молодежи во взрослую жизнь, инициация и как дань опыту старших поколений. Второе — две тысячи взрослых семейных пар, гармонично танцующих в свое удовольствие. Именно тогда мы увидели значимость танцевальной культуры в жизни людей. В Вене мы нашли эталон понятия классический бал, что стало опорой в формировании своего видения. В целом масштаб и формат всех основных балов впечатляет. Его форма живет как культурная традиция, адаптированная к современным реалиям. Она является неотъемлемой частью образа жизни людей не только в Вене, но и во всей Австрии.
О.: Ваши светские танцевальные мероприятия больше похожи на современную интерпретацию или вы обращаетесь к традиционному формату, присущему романовской эпохе?
М.: Мы специализируемся на создании современных светских событий. Как я уже говорил, мы активно работаем с формой бала и делаем все, чтобы она звучала актуально и приносила пользу людям, улучшая качество их жизни. Учитываем тот аспект, что в каждый исторический промежуток времени бал имел свою смысловую нагрузку, отражая культурные, политические и социальные процессы. Мы создаем современную семантику формы бала, опираясь на идею путешествия по музыкальным и танцевальным направлениям, знакомим гостей с их основными традициями.
В связи с этим на базе Международной ассоциации балов мы создали образовательный центр по обучению преподавателей в области социальных танцев для создания культуры современных балов и роста танцевального отдыха.
О.: Бал — это торжественное костюмированное событие со своим настроением и историей. Что помогает вам погрузить людей в эту атмосферу? С чего начинается подготовка?
М.: Когда мы говорим про современный бал, то подразумеваем событие с праздничной формой одежды. Эталоном является смокинг у кавалера и вечернее платье полной длины у дамы. Приветствуется креативный образ тоже, если это указано в приглашении. Это является первым фактором погружения в атмосферу праздника музыкальной и танцевальной культуры и искусства. Вторым — общие знания правил поведения на балу — этикет, характерный для нашего времени, а не для эпохи Людовика XIV, например. Для посещения мероприятия достаточно познакомиться с азами светских и танцевальных правил. Третьим — конечно же, умение танцевать. За 5–15 уроков можно освоить суть танцев с музыкальным сопровождением, которое играет на современных балах, — венский вальс, танго, свинг, фокстрот, ча-ча-ча, сальса — целое путешествие по танцевальному миру.
Но даже если нет опыта и времени на подготовку, то это не проблема. Можно смело идти на бал в соответствии с дресс-кодом. Ведь там есть человек в роли танцмейстера, который является ключевой фигурой — проводником в мир музыки и танца. Он знакомит всех гостей с основными танцевальными традициями, актуальными сегодня. Танцуют все, даже гости без опыта.
Продолжение интервью читайте в печатном номере GREY CHIC Magazine №4