Найти тему
Радио 7 на семи холмах

История строительства Московского метрополитена

15 мая 1935 года в Москве началась работа Московского метрополитена. То, что сегодня для нас привычное и «бытовое», когда-то поражало умы.

На экскурсиях, если доводится бывать у памятной стелы на Русаковской улице, я рассказываю следующую историю.

Во дворе дома 13а в декабре 1931 года стояло семеро смелых – это были первые метростроевцы. Опыта ни у кого не было. Лишь один из присутствующих несколько недель стажировался на строительстве Берлинского метро. Цель была простая: проходка «парижским» (то есть открытым) способом перегонного тоннеля между станциями «Сокольники» и «Гаврикова улица» (проектное название станции метро «Красносельская»).

Метрострой тогда назывался совсем иначе: «Управление ударного строительства московского метрополитена при президиуме Моссовета».

Еще из интересных и малоизвестных фактов...

Поначалу ходивших по городу землекопов-метростроевцев в запыленной одежде москвичи сторонились.

Офис компании помещался в центре города, сначала – на Ильинке, в трёх комнатушках, а потом – в знаменитой на всю Москву своей роскошью гостинице «Лоскутная». После национализации это уникальное здание 1877 года постройки называли сначала «Краснофлотской» гостиницей, а затем 5-м Домом Советов, но москвичи ласково прозывали «Лоскутка». Стояло здание на Тверской улице, 5.

Руководил строительством первой очереди метрополитена столицы Павел Павлович Роттерт – сегодня в Москве есть улица его имени, правда, находится она у МКАД, у Лосиного острова, рядом с улицей Проходчиков, на которой, кстати, стоит очень красивое здание ДК Метростроя, а не в центре города. Этот инженер, после огромного ознакомительного турне по миру и строительства под его руководством Днепрогэса, был привлечён к работе над «московским чудом».

Решение о строительстве метро окончательно было принято после самой знаменитой московской пробки – 6 января 1931 года Москва встала в транспортном коллапсе; случившуюся тогда дорожную пробку считают самой катастрофической в истории столицы: не работали ни трамваи, ни автобусы, ни извозчики, ни такси. Проехать было никуда нельзя.

А как раз после 15 мая 1935 года, поразившись красотой подземных дворцов, москвичи зауважали «бойцов невидимого фронта» – метростроевцев.

Более 40 станций метро являются памятниками истории и культуры, в метро водят экскурсии, рассказывая как о подвиге метростроевцев, за три года создавших «московское чудо», так и об уникальной архитектуре станций московского метро. В момент запуска система внеуличных рельсовых железных дорог насчитывала 13 станций, имела длину 11,2 км и шла от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с вилочным ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую», по состоянию на 2023 год метро состоит из 14 линий длиной 449,1 км в двухпутном исчислении (без учёта монорельса и МЦК) с 258 станциями. Если побывать на одной станции в день, то за год (с выходными) управитесь. А там, глядишь, ещё построят.

И снова – в путь.