Есть разные критерии, по которым оценивается жизнь граждан, один из них – уровень защищенности в правовом поле. О том, как работники надзорного ведомства выявляют нарушения законодательства, рассказал помощник прокурора Ноябрьска Алексей Макаров.
– Наша обязанность – обеспечивать законность в разных областях жизни, – подчеркнул Алексей Макаров. – Например, особое внимание городская прокуратура уделяет тому, как в ОМВД России по Ноябрьску обеспечивается учетно-регистрационная дисциплина, связанная с приемом, регистрацией, проверкой и рассмотрением сообщений и заявлений граждан.
Что касается, например, преступлений, совершенных в сфере высоких технологий, то в этом году по результатам надзорной деятельности мною было выявлено восемь фактов неправомерного доступа к компьютерной информации, то есть к персональным данным частных лиц. В трех случаях злоумышленники просто заблокировали личные кабинеты горожан, а в пяти – мошенники, получив от жителей нашего города четырехзначные пароли, вымогали у них от 5 до 10 тысяч рублей за разблокировку. По зарегистрированным в дежурной части сообщениям правоохранители провели проверку и в итоге необоснованно отказали в возбуждении уголовных дел. Я отменил эти незаконные решения и вынес постановления о возбуждении уголовных дел по статье 272 УК РФ (неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации).
Напоминаю, что в случае нарушений со стороны правоохранительных органов каждый гражданин для защиты своих прав может обратиться в прокуратуру.
В этом году произошел резкий рост нового вида преступлений. Схема такова: аферист звонит гражданину, представляется сотрудником МФЦ, например, и говорит, что в личном кабинете портала госуслуг плохо работает приложение, а также происходят подозрительные манипуляции. Потерпевший по просьбе неизвестного называет тому присланный в СМС-сообщении пароль, который потом мошенник меняет и завладевает персональными данными человека. Потом преступник может от чужого имени даже взять кредит и поживиться деньгами с банковского счета.
Сегодня получить доступ к чужой конфиденциальной информации хакерам не так-то сложно. Часто граждане сами называют аферистам CVC-код от банковской карточки или одноразовые пароли для входа в мобильный банк. Как тревожный звонок стоит рассматривать и получение сообщения от банка с запросом кода подтверждения операции или с отказом кредитного учреждения выполнить операцию. В любом случае, чтобы не оказаться жертвой обмана, необходимо сразу прекращать телефонный разговор и переписку с неизвестными абонентами.
Рамиль Исланов