С тех пор, как я посмотрела "Красную реку", меня не оставляет мысль о сходстве некоторых сюжетных ходов этого фильма с теми, что мы увидели в "Скрытом клинке". И хотя посвящены они событиям совершенно разных эпох, один - исторический детектив о политических деятелях XII века, другой - шпионский триллер о Второй мировой войне - но в обоих прослеживается ярко выраженная патриотическая идея. А кроме того, есть очень похожие персонажи - и даже между сыгравшими их актёрами имеется кое-что общее. Ну и вышли оба фильма одновременно - в канун китайских новогодних праздников 2023 года. Так что сопоставление просто напрашивается, и я не могу об этом не написать. Хочу сразу предупредить, что в статье будут спойлеры! Поэтому тем, кто ещё не посмотрел какой-то из этих фильмов, но планирует, я рекомендую всё-таки сначала посмотреть. Это статья для тех, кто посмотрел оба фильма! И тоже заметил сходство и хочет обсудить. Или не заметил - тогда можно будет поспорить с автором. Китайцы, кстати, сходство тоже заметили, и в их соцсетях вроде бы тоже были посты-сравнения. Ну и я предлагаю свою версию. Итак, что я предлагаю сопоставить:
1. Тема патриотизма и самоотверженности
Это самая общая идея в обоих фильмах - и это очень показательно для Китая, я считаю, что фильмы патриотического характера вошли в число самых кассовых в период новогодних праздников. "Красная река" заняла 1 место по сборам, "Скрытый клинок" - 4-е. Казалось бы, в праздник публике лучше заходит что-то легкомысленное, веселое - и такие фильмы тоже были - но и серьезные темы нашли большой отклик у китайских зрителей. Хотя "Красную реку" почему-то называют комедией, это отнюдь не забавный трэшачок, чтобы расслабиться и "поржать". А "Скрытый клинок" - вообще вещь непростая для восприятия. И в том, и в другом фильме очень много персонажей погибает. В "Скрытом клинке", говорят, по изначальному замыслу режиссера, еще больше народу должно было погибнуть, однако цензура не пропустила. Видимо, потому что рассказ в фильме идёт о коммунистах: показывать их убийцами не очень хорошо для имиджа партии. Поэтому госпожа Чэнь остается в живых, уbийство госпожи Цзян вообще непонятно, произошло или нет, да и прочие уbийства в исполнении членов КП практически не показаны, только подразумеваются. Зато в "Красной реке" никаких ограничений, там герои кромсают друг друга без зазрения совести.
Такое количество смертей поначалу кажется излишней жестокостью, нужной только чтобы пощекотать нервы зрителю, однако и в том, и в другом случае многие уbийства являются необходимыми жертвоприношениями во имя национальной идеи. И если в "Скрытом клинке" тема жертвоприношения слегка завуалирована (по описанным выше причинам), то в "Красной реке" все говорится открытым текстом: один из главных героев уговаривает другого принести его в жертву ради достижения важной цели. Я не знаю, обладают ли реальные китайцы такой самоотверженностью - скорее всего нет - но то, как их режиссёры воспитывают своего зрителя с помощью вроде бы развлекательного кино, вызывает уважение. Я хочу сказать, это не прямой призыв типа "немедленно пойдите и умрите за Отечество", вовсе нет, эта тема искусно вплетена в тщательно продуманный сюжет, так что понятно становится, что жертвы неизбежны. С художественной точки зрения такие приёмы действительно впечатляют.
2. Интрига: войти в доверие, чтобы уничтожить врага изнутри
Вот сейчас самые спойлеры начнутся, так что осторожно! Итак, сюжеты обеих картин завязаны, по сути, на одном приёме: внедрение агента в тыл врага. Причём агенты настолько глубоко законспирированы, что поначалу их верность тому, кому они служат, не вызывает ни малейшего сомнения. Самый надёжный критерий верности или неверности озвучивает японец в "Скрытом клинке": подозрителен тот, кто не убивает вместе с тобой. Следовательно, тот, кто убивает вместе с тобой и ради тебя - вне подозрений. На этом и строится стратегия агентов в обоих фильмах. Законспирированные разведчики-коммунисты в "Скрытом клинке" вынуждены убивать невинных людей, а иногда даже своих - хотя такие моменты из-за цензуры сведены к минимуму.
В "Красной реке" эта тема подана немного по-другому: там сначала только Чжан Да и его друзья участвуют в заговоре, а третий дядя не в курсе. Но у племянника для него запланирована решающая роль. И в нужный момент Сунь Цзюнь решается перейти на его сторону и становится "скрытым клинком", переняв эту эстафету у Чжан Да, так же, как секретарь Е перенимает ее у директора Хэ. Этот тип интриги, кстати, не новинка для китайского кино, тот же Чжан Имоу использовал подобное в "Герое", где персонаж якобы поубивал всех врагов тирана, чтобы приблизиться к нему. Правда, там неожиданный финал - но у этого режиссёра всегда финал неожиданный, в "Красной реке" он тоже не так прост.
3. Сунь Цзюнь и секретарь Е
Тут хочу остановиться на персонажах, которые функционально очень похожи, хотя у каждого, конечно, свои особенности. Каждый из них становится тем, кто наносит решающий удар. Готовят этот удар многие, но в конце остаётся только один "скрытый клинок", который и поражает врага. Чтобы суметь нанести удар, нужно быть, конечно, человеком определённого склада. Поэтому персонажи похожи и стилем поведения. Оба они зарекомендовали себя как безжалостные уbийцы. Сунь Цзюнь - такой тип, какого мы назвали бы "отморозком". Для него убить человека - всё равно что муху прихлопнуть. Большинство из тех, кто был уbит в фильме, погибли от его руки. Он до такой степени свиреп, что выглядит почти карикатурно: на этом держится значительная часть чёрного юмора первой части фильма. Его несколько раз в фильме называют "цепным псом" - и он поначалу вроде бы даже не против, он и сам себя таковым считает. Но потом Чжан Да пробуждает в нем былую гордость - сначала иероглифами на своей спине, повторяющими легендарную татуировку Юэ Фэя "Верно служи Отечеству", а потом подкрепляет еще более убедительными аргументами. Чжан Да говорит, что верит в дядю, в его привязанность к семье, в то, что он не хотел бы, чтобы сестра видела его "шавкой" на службе у предателя. И тогда Сунь Цзюнь делает правильный выбор. Перестает ли он быть "отморозком"? Вероятно, нет, но, по крайней мере, один раз он служит правому делу.
Что касается секретаря Е, он, как мы понимаем, досмотрев до конца, является глубоко законспирированным агентом с самого начала. И он далеко не столь однозначный "отморозок", как третий дядя. Не может он им быть, ну просто потому что он коммунист😉. Его сюжетная линия скорее трогательная и печальная . Этот персонаж показан как-то так, что зритель больше слышит о его зверствах, чем видит их воочию. Например, когда он вместе с начальником-японцем приезжает арестовывать разоблачённых подпольщиков, начинается перестрелка - и предполагается, что он активно в ней участвует, но зрителю этого не показывают. Однако японец остаётся им доволен - а под подозрение попадает напарник господина Е, который на этот раз остался дома в честь дня рождения отца. По иронии судьбы, именно он-то и есть настоящий отморозок, а господин Е, по всей видимости, человек довольно тонкой душевной организации, и вся эта мясорубка причиняет ему боль. И о своём жизненном пути он говорит с болью и каким-то отчаянием - и мы, конечно, понимаем, каково ему приходится, человеку, который, в общем-то, не создан быть уbийцей. Однако когда дело доходит до людей, которых он искренне ненавидит, их он убивает довольно решительно. В общем, в обоих фильмах "скрытый клинок" достаточно остёр, чтобы поразить врага.
4. Джексон И и Ван Ибо
Сравнив персонажей, нельзя не сравнить и актёров. Не в том смысле, что я собираюсь оценивать, кто из них лучше, кто хуже, абсолютно нет. Меня впечатлили оба. Я предлагаю сравнить особенности игры каждого из них, с учётом жанра фильма и специфики персонажа. Но сначала о том, что между ними общего. А общего довольно много. Оба очень молоды (Джексон снимался в возрасте 21-22 лет, Ибо - в 24 года). Оба в прошлом айдолы и отличные танцоры. Джексон И участвовал в двух первых сезонах "Уличных танцев Китая", Ван Ибо - в трёх последних. Даже странно, что они ни разу не пересеклись. Ну и еще один специфический момент: по состоянию на 2021 год Джексон И занимал первое место в списке знаменитостей Forbes China, а Ван Ибо - второе. С тех пор список, похоже, не обновлялся - в связи с новой политикой отмены рейтингов. Так они и остались самыми высокооплачиваемыми молодыми знаменитостями Китая. Ах, ну да - и основное, что объединяет этих двух невероятно успешных молодых людей, - это актёрский талант.
Джексон И, несмотря на юный возраст, уже состоявшийся актёр кино. Он начал сниматься ещё ребёнком, а фильм "Лучшие дни" (2019) принёс ему первый серьёзный успех и награды двух фестивалей за лучший кинодебют в главной роли. С тех пор он появляется только в серьёзных фильмах, среди которых есть самые кассовые картины не только Китая, но и всей планеты (дилогия "Битва при Чосинском водохранилище"). Ван Ибо до недавнего времени был больше известен как айдол, телеведущий и актёр сериалов, но сейчас для него приоритетной является карьера в кино. "Скрытый клинок" стал его кинодебютом в главной роли, а сейчас на экранах Китая с большим успехом идёт блокбастер о лётчиках-испытателях "Король неба" (кстати, кто еще не в курсе, на днях была объявлена дата российской премьеры этого фильма- 15 июня! Ура!) В общем, оба молодых актёра очень талантливы и востребованы в самых амбициозных кинопроектах.
В "Красной реке" и "Скрытом клинке" таланты молодых актёров раскрылись просто великолепно! Если говорить о Джексоне, до сих пор основной типаж его ролей был "мальчишка-сорванец" - безбашенный хулиган ("Лучшие дни"), отчаянный молодой предприниматель ("Чудо") или взрослеющий на глазах юный солдат ("Битва при Чосинском водохранилище"). Во всех этих ролях важным качеством была юность персонажей. Но роль Сунь Цзюня совершенно иная. Это уже бывалый вояка, в нем нет ни капли юношеской дерзости и задора, зато накопленной с годами злости и цинизма - хоть ложкой ешь. Меня поразило, насколько Джексон здесь преобразился! Если бы не юношески лёгкая фигура, его персонажу с вечно хмурым, угрожающим выражением лица можно было бы дать как минимум лет 35. Он совершенно не щенок, а матёрый сторожевой пёс, которому, впрочем, не чужда гордость и чувство справедливости. Невероятное перевоплощение юного актёра, остаётся только догадываться, что мы увидим дальше!
Что касается Ван Ибо, его роль в "Скрытом клинке" тоже оказалась неожиданной для публики, хотя и несколько в ином плане. Персонаж здесь ровесник актёра, так что возраст играть не потребовалось. А необходимость передать глубокие и сильные переживания без слов, одним только языком тела - вот с этой задачей он справился просто потрясающе. Ведь секретарь Е живёт двойной жизнью, он не может сказать, что на самом деле чувствует, постоянно скрывая сильные эмоции (лишь изредка он позволяет себе выпускать их наружу). Его слова чаще всего лишь прикрытие истинных мыслей и чувств. Кроме того, сама его личность довольно неоднозначна: он способен убивать - вынужденно или добровольно, не столь важно, но он может делать это весьма решительно и выглядеть при этом очень угрожающе, не хуже Сунь Цзюня. Но в другие моменты (особенно когда никто не видит) он может казаться хрупким, уязвимым и страдающим. Иногда может быть холодно-саркастичным, а иногда - опустошённым и почти беспомощным, он испытывает то злорадное торжество, то огромное чувство вины. Весь этот спектр образов и эмоций Ван Ибо передаёт удивительно тонко и ярко. Впрочем, это удивительно только для того, кто не знал его раньше😉.
В общем, что хочу сказать. И "Красная река", и "Скрытый клинок" - потрясающие фильмы. Если и не шедевры, то в любом случае произведения знаковые и впечатляющие. И ещё раз подчеркну в них пару моментов, которым кинематограф любой страны мог бы только позавидовать. Это, во-первых, сильная патриотическая идея, органично встроенная в занимательный сюжет: идеальный баланс развлекательности и смысловой глубины. А во-вторых, потрясающе талантливые молодые актёры! То, что лучшие режиссёры в своих серьёзных работах так охотно дают дорогу молодым, - признак активного и творческого развития национального кино. И впереди у нас еще много возможностей насладиться работами как этих чудесных актёров, так и другой талантливой молодёжи, а если китайское кино начнёт регулярно появляться на наших экранах, так это вообще будет замечательно!
Отзывы о фильмах на моём канале (если кто-то еще не читал):
А вам какой из этих фильмов показался интереснее? И что думаете о моментах сходства между ними? Жду комментариев!